Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

116 вовсе не подавляет собою личность, и в этой связи несколько безразлично отнеслись к такому фактору как круговая порука, определенно стесняю­ щему личность1. Очевидно, что славянофилы, видя в общине идеальную форму, не сумели произвести полный ее анализ и дать объективную оцен­ ку ее элементам. Государство, - указывали славянофилы, - не более чем форма. Оно необходимо, но является вторичным по отношению к своему содержанию - духовной жизни народа. Государство, по А.С. Хомякову, есть "правда внешняя". У Ю.Ф. Самарина оно - "условие общежития", у братьев Акса­ ковых - "внешний закон". Государство - не цель, а всего лишь средство, компромисс между внутренней и внешней правдой. Славянофильству свойственна идея, что государство - зло, основанное на принуждении и насилии. Спасительную роль в деле освобождения народа от активной политической деятельности славянофилы отводили наименьшему злу - самодержавию. Они были сторонниками монархии на том основании, что лучше пусть один человек будет замаран властью, всегда греховной, чем весь народ. Исходя из теоретического анализа общественного идеала, можно за­ ключить, что нельзя отождествлять этот идеал с миссией какого-либо на­ рода или его религией. Общество и народность или еще какое-либо исто­ рическое явление не идентичны, и сведение общественного идеала к ним ставит перед обществом однобокие, ограниченные цели. Таким образом, сла­ вянофилы лишь абсолютизировали исторические явления в лице русского народа, его религии, его нравственных, бытовых и государственных начал. В целом теоретические построения славянофилов пронизаны обосно­ ванием великой миссии России, изучением общественного бытия славян­ ских народов, поиском наилучшего, идеального устройства общества. Можно утверждать, что славянофилы все свои теоретические поиски осу­ ществляли через призму общественного идеала. Многие положения славя­ нофилов представляют собой защиту русской жизни в различных ее про­ явлениях и потому всегда будут находить своих приверженцев. Можно утверждать, что вклад представителей славянофильского на­ правления, заложивших основы русского религиозного идеализма второй 1 А.С. Хомяков в статье "О сельских условиях" показывает круговую поруку по­ ложительным фактором поземельной общины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz