Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
116 вовсе не подавляет собою личность, и в этой связи несколько безразлично отнеслись к такому фактору как круговая порука, определенно стесняю щему личность1. Очевидно, что славянофилы, видя в общине идеальную форму, не сумели произвести полный ее анализ и дать объективную оцен ку ее элементам. Государство, - указывали славянофилы, - не более чем форма. Оно необходимо, но является вторичным по отношению к своему содержанию - духовной жизни народа. Государство, по А.С. Хомякову, есть "правда внешняя". У Ю.Ф. Самарина оно - "условие общежития", у братьев Акса ковых - "внешний закон". Государство - не цель, а всего лишь средство, компромисс между внутренней и внешней правдой. Славянофильству свойственна идея, что государство - зло, основанное на принуждении и насилии. Спасительную роль в деле освобождения народа от активной политической деятельности славянофилы отводили наименьшему злу - самодержавию. Они были сторонниками монархии на том основании, что лучше пусть один человек будет замаран властью, всегда греховной, чем весь народ. Исходя из теоретического анализа общественного идеала, можно за ключить, что нельзя отождествлять этот идеал с миссией какого-либо на рода или его религией. Общество и народность или еще какое-либо исто рическое явление не идентичны, и сведение общественного идеала к ним ставит перед обществом однобокие, ограниченные цели. Таким образом, сла вянофилы лишь абсолютизировали исторические явления в лице русского народа, его религии, его нравственных, бытовых и государственных начал. В целом теоретические построения славянофилов пронизаны обосно ванием великой миссии России, изучением общественного бытия славян ских народов, поиском наилучшего, идеального устройства общества. Можно утверждать, что славянофилы все свои теоретические поиски осу ществляли через призму общественного идеала. Многие положения славя нофилов представляют собой защиту русской жизни в различных ее про явлениях и потому всегда будут находить своих приверженцев. Можно утверждать, что вклад представителей славянофильского на правления, заложивших основы русского религиозного идеализма второй 1 А.С. Хомяков в статье "О сельских условиях" показывает круговую поруку по ложительным фактором поземельной общины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz