Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

115 Идеалом русского общества, по единодушному мнению славянофи­ лов, должна стать древняя Русь, служащая образцом единомыслия народа, идеально соответствующая народному духу и не нуждающаяся в каких- либо преобразованиях. Этот идеал - соборный органический мир, пред­ ставляющий гармоничное целое, лишенное, в том числе, проявлений со­ словного неравенства. В основе гармоничного мира, согласно мыслителям, лежит одинаковое стремление всех и каждого к общему благу, несмотря на социальное положение в обществе. Славянофилами была разработана концепция прошлого России, в цен­ тре которой - тезис о самобытной русской душе и об особом характере русского человека, складывающимся на основе православной церкви и об­ щинного быта. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь и мечта­ ли о возврате на ее путь, чтобы русский народ смог бы достигнуть своего идеала - христианского общества, духовно совершенствуясь и нравственно приближаясь к Богу. Славянофилы, таким образом, не говорили о возврате к состоянию древней Руси, а призывали встать на ее путь, который полага­ ли истинным. Итак, свой общественный идеал славянофилы противопос­ тавляли и Западу, и современной им России. При этом они не хотели ко­ ренной ломки существующих общественных устоев, а стремились укре­ пить феодальные порядки. Представители славянофильства искали в прошлом страны тот роко­ вой перелом, когда ее идеальный общественный строй был разрушен. В оценке такого перелома славянофилы несколько расходились. К.С. Ак­ саков видел причину произошедших изменений в личной воле Петра I. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский видели причины более глубокие: гармо­ ничный строй русской жизни был подорван внутренней реакцией, прояв­ ления которой они обнаружили уже в XVI-XVII веках. Однако сущность перелома славянофилы оценивали в целом однозначно: торжество евро­ пейского просвещения привело к крушению внутренней духовной гармо­ нии русской жизни и к гибельным переменам в ее внешнем устройстве. Идеология славянофилов носила народнический характер и внесла не­ сомненный вклад в формирование русского национального самосознания. Бесспорным достижением славянофильства явилось выделение общинно- сти в церкви и обществе в качестве ядра организации русского народа, яв­ лявшегося необходимым условием его соборного единения, солидарности на основе любви. При этом славянофилы старались показать, что община

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz