Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

114 обществе. В своих воззрениях славянофилы первоначально опирались на идеализм и романтизм французской и немецкой философских школ, при этом оригинально относясь к мировым идеям в выражении призвания и пути России. Источниками славянофильских воззрений явилось и твор­ чество Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, П.Я. Чаадаева, любомудрие и де­ кабризм. При всем этом непосредственным источником для построений идеальной модели своей страны служила история русского народа и пра­ вославные традиции. Славянофилы, воспринимая и усваивая идеи из раз­ личных источников, преломляли их через самобытные особенности рус­ ского народа. Можно говорить о том, что славянофильство явилось выра­ жением вековых традиций русской философской мысли и быта русского народа. Сами же славянофилы были утопистами: с позиций сконструиро­ ванного ими идеала, они резко критиковали реальность, как европейскую, так и российскую. Теоретические положения славянофильства определялись, прежде всего, антитезой Восток-Запад. В ее основе лежало обоснование противо­ положных общественных начал: истинного-христианской веры, пришед­ шей в Древнюю Русь с Византии, и ложного-рационализма Запада, унасле­ дованного от классического язычества. Противопоставляя духовную сущ­ ность западного и русского человека, западного и российского обществ, славянофилы пришли к выводу, что за конкретной противоположностью стоят два типа общественного устройства - основанного на любви и осно­ ванного на разуме. Разработка проблемы соотношения Востока и Запада помогла осознать и обосновать славянофилам самобытность, уникальность русского народа на основе анализа религий, обозначить особый путь наше­ го общества, отличного от западного и даже поставить Россию во главе других стран и народов. При этом, когда славянофилы говорили об "осо­ бом пути России", они отнюдь не имели в виду сохранение существующей в России социальной реальности, а подразумевали следование определен­ ным социальным и нравственным ценностям, традиционным для России и противоположным западноевропейской культуре. Славянофилы при этом не отрицали достижений европейской культуры в сфере естественных на­ ук, образования на фоне признания ее негативных сторон: материализма, атеизма, обрядности, приоритета форм духовной и социальной жизни над содержанием, утилитаризма и узкого рационализма, индивидуализма, пи­ тающего эгоизм и мещанство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz