Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

112 ческие и гражданские условия, обусловленные ее историческим развитием, оставили мало простора личному развитию человека, и его личное значе­ ние всецело расплывается и исчезает в безличной правительственной мас­ се. В результате поглощения личного общественным, что отмечали и дру­ гие славянофилы, русский человек, по мнению В.Д. Черкасского, привык осторожно обходить как историческую истину "ближайшего времени", так современные политические вопросы"1. В этой связи мыслитель и общест­ венный деятель связывает общественные идеалы России со свободой, ра­ венством и тесным взаимодействием всех сословий. Он пишет: "Итак, нам нужно пользоваться дарованными нам правами во всей полноте, но не иначе как в строгих пределах законности. Для этого... необходима личная само­ стоятельность всех членов общества..."2. Ключом к разгадке великих судеб стран В.Д. Черкасский полагал на­ родное самосознание. "Только те государства способны играть роль все­ мирно-историческую, —указывал он, - которые дорастают до живого и яс­ ного сознания своей исторической задачи. Без исторического самосозна­ ния нет великого народа"\ Таким образом, им определены такие общест­ венные задачи, как утверждение и развитие способности самосознания в об­ ществе, полное осознание исторических задач и предназначения страны. Таким образом, общественный идеал России славянофилов - церков­ ный, безгосударственный, основанной на доверии и любви, внутреннем убеждении, воспитанном церковью и бытовым преданием. Это духовно гармоничное общество, в основе которого лежит самобытный националь­ ный характер русского человека, обусловливающий забвение им личных, эгоистических интересов в стремлении к общему благу. Это общество не ну­ ждается в формальном законе и принуждении, происходящие в нем про­ цессы регулируются одним лишь договором. В идеальном обществе суще­ ствует единство взаимного доверия между правительством и народом, где народ не вмешивается в работу правительства, а государство не вмешива­ ется в духовную жизнь и быт народа, где при этом тесно взаимодействуют все сословия. С А.С. Хомяковым были солидарны многие его соратники в том, что идеальное общество есть внегосударственное, надклассовое, соборное. 1 Черкасский В.Д. Его статьи, его речи и воспоминания о нем / Сост. П.А. Лебе­ дев. М.: Тип. П.А. Лебедева, 1879. С. 272-273. 2 Там же. С. 296. 3 Там же. С. 301.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz