Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
I l l Это должно быть единственной твердой целью политики общества, а все остальное должно иметь второстепенное значение. Наша внешняя политика должна быть выражением исторических пре даний русской земли, поэтому представителями должны быть русские лю ди, так как только они могут любить русскую землю по-настоящему и многое сделать для нее. Правительству же предстоит увериться раз и на всегда, что оно имеет дело не с завоеванным краем, готовым к восстанию, а с землею, признающей власть его "бесспорно и свободно". Правительст во также должно понять, указывал Ю.Ф. Самарин, что если русское само державие в общественном сознании не должно смешиваться с деспотиз мом, отжившим свой век на Западе, то, со своей стороны, и правительство не должно увлекаться обманчивым сходством и подозревать русское на родное начало в революционном демократизме, а потому не мешать сбли жению высших слоев общества с народом. Правительство также должно "признать значение общественного мнения и дать свободу его обнаруже нию. Полюбить правду, выслушивать ее терпеливо, как бы она горька ни была, и беспощадно преследовать ложь, эту сознательную, преднаме ренную, гнездящуюся во всех закоулках официального мира... Понять, что для каждого русского Россия есть отечество, а не вотчина русского госуда ря"1. Так философ ратует за свободы русского народа и осуждает отноше ние правительства к самой русской народности. Таким образом, поддан ных с государем в России связывает не формальная законность и не обая ние власти. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что общественно государственный идеал Ю.Ф. Самарина заключается в единстве взаимного доверия между правительством и народом. Государство для мыслителя жизненно необходимо для достижения целей человечества. Для гармонич ного развития общества должен существовать общественный дух как осоз нание гражданами судьбы своего отечества. В соответствии со взглядами на правительство, народную жизнь и го сударство Ю.Ф. Самарина строил свои идеалы В.Д. Черкасский. Дополняя воззрения славянофила, он полагал в качестве благого орудия правитель ственной власти образование2. Мыслитель отмечал, что в России полити 1Самарин Ю.Ф. Чему должны мы научиться? // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоми нания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 87. 2 Черкасский В.Д. Его статьи, его речи и воспоминания о нем / Сост. П.А. Лебе дев. М.: Тип. П.А. Лебедева, 1879. С. 76.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz