Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

I l l Это должно быть единственной твердой целью политики общества, а все остальное должно иметь второстепенное значение. Наша внешняя политика должна быть выражением исторических пре­ даний русской земли, поэтому представителями должны быть русские лю­ ди, так как только они могут любить русскую землю по-настоящему и многое сделать для нее. Правительству же предстоит увериться раз и на­ всегда, что оно имеет дело не с завоеванным краем, готовым к восстанию, а с землею, признающей власть его "бесспорно и свободно". Правительст­ во также должно понять, указывал Ю.Ф. Самарин, что если русское само­ державие в общественном сознании не должно смешиваться с деспотиз­ мом, отжившим свой век на Западе, то, со своей стороны, и правительство не должно увлекаться обманчивым сходством и подозревать русское на­ родное начало в революционном демократизме, а потому не мешать сбли­ жению высших слоев общества с народом. Правительство также должно "признать значение общественного мнения и дать свободу его обнаруже­ нию. Полюбить правду, выслушивать ее терпеливо, как бы она горька ни была, и беспощадно преследовать ложь, эту сознательную, преднаме­ ренную, гнездящуюся во всех закоулках официального мира... Понять, что для каждого русского Россия есть отечество, а не вотчина русского госуда­ ря"1. Так философ ратует за свободы русского народа и осуждает отноше­ ние правительства к самой русской народности. Таким образом, поддан­ ных с государем в России связывает не формальная законность и не обая­ ние власти. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что общественно­ государственный идеал Ю.Ф. Самарина заключается в единстве взаимного доверия между правительством и народом. Государство для мыслителя жизненно необходимо для достижения целей человечества. Для гармонич­ ного развития общества должен существовать общественный дух как осоз­ нание гражданами судьбы своего отечества. В соответствии со взглядами на правительство, народную жизнь и го­ сударство Ю.Ф. Самарина строил свои идеалы В.Д. Черкасский. Дополняя воззрения славянофила, он полагал в качестве благого орудия правитель­ ственной власти образование2. Мыслитель отмечал, что в России полити­ 1Самарин Ю.Ф. Чему должны мы научиться? // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоми­ нания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 87. 2 Черкасский В.Д. Его статьи, его речи и воспоминания о нем / Сост. П.А. Лебе­ дев. М.: Тип. П.А. Лебедева, 1879. С. 76.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz