Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
110 которого часть общества отрывается от другой. Преодоление этой раз дробленности должно быть целью всех сознательных стремлений. "Чем живее каждое сословие и каждое состояние сочувствует судьбе государст ва, - указывал Ю.Ф. Самарин, - чем ближе к сердцу каждый гражданин принимает общую пользу, общее благо и общий вред, чем менее сущест венного разномыслия в основных понятиях и эгоистического разобщения в стремлениях, тем ближе государство к своему идеалу... тем оно крепче и прочнее"1. Основу отношений граждан к государству, таким образом, со ставляет сознание нравственной ответственности, истоки которой в духов ной связи с отечеством. Философ отмечал, что в современной ему России "общественный дух замер", а правительство и народ разучились понимать друг друга. "Россий ское государство и русская земля, правительство и народ, так давно и так далеко разошлись друг с другом, что теперь они как будто раззнакомились; народ разучился понимать правительство, правительство отвыкло говорить языком, для народа понятным”2. Этот процесс, считал он, начался с Петра I и до настоящего времени постоянно усиливался. Ю.Ф. Самарин считал, что пока длится разобщение между государством и землею, пока не вос становится цельность общественного организма, политическая роль Рос сийского государства будет ниже его призвания. Корнем "внутреннего не дуга", разъедающего общественный организм, таким образом, мыслитель называл отсутствие общественного духа в народе. Причем, у дворянства он был "заморен" сознательно, в отличие от простых людей, где он замер сам собой. Признаки отсутствия этого духа, - процветающие взяточничество, ложь в отчетах, донесениях, проповедях; безучастие совести в области гражданских отношений, отсутствие инициативы в управлении. "Где же искать врачевания? - спрашивает Ю.Ф. Самарин. - Какое ука зание для будущего мы почерпнем из печальной картины настоящего?" Чтобы ответить на эти вопросы, Ю.Ф. Самарин приводит доводы, что по литика России должна быть не консервативной и не революционной, а русской. И служить она должна "не отвлеченному политическому нача лу, а историческому призванию России как земли православной и славян ской, поставленной Провидением во главе славяно-православного мира"3. 1Самарин Ю.Ф. Чему должны мы научиться? // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоми нания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 80. 2 Там же. С. 81. 3Там же. С. 86.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz