Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
109 зависит всегда и везде от любви подданных; но любовь целого народа к власти предполагает связующее, общее начало. Народ сочувствует пра вительству, отдельный человек сочувствует в чем-нибудь другому челове ку. Это "что-нибудь" есть основание и оправдание союза. "Чем основание шире, - писал Ю.Ф. Самарин, - тем крепче союз, чем более обе стороны уважают его неприкосновенность, тем союз надежнее"'. Из этих положе ний мыслитель делает вывод, что нельзя подводить действия правительст ва под категории добра и зла, пользы и вреда, "ибо воля правительства са ма есть безусловное мерило". Наше правительство - правительство право славное и русское, но оно не полновластное. Оно не полновластно потому, что подданные признают над собою власть правительства православного и русского, но, перестав быть православным и русским, оно бы перестало быть для них правительством. Отношение верховной власти к народу заключается в глубине "живо го народного сознания", и это свойство резко отличает русский народ от других народностей. Он писал: "Русский народ видит и любит в своем государе православного и русского человека от головы до ног. В основа нии любви подданных к государю лежит вера в народность; такой широ кой и твердой основы не имеет ни одно правительство, и вот почему оно у нас так сильно... Россия и правительство тесно сплелись, потому что рас тут на одном корню, оторвать корень правительства от корня народного и пересадить его на другую, искусственно созданную почву, - об этом мо гут помышлять только или враги правительства и России, или те близору кие друзья его, для которых наше прошедшее непонятно, настоящее мерт во, а будущее страшно"2. Ю.Ф. Самарин сознание каждого гражданина в судьбе отечества на зывал неким общественным духом. Появление общественного духа проис ходит в результате становления племени в некую государственность. Од нако целый народ озаряется самосознанием не вдруг, а постепенно. Само сознание пробуждается и развивается часто неравномерно, общественные слои охватываются один за другим, в результате может временно нару шиться цельность народной жизни, происходить раздвоение, в процессе 1 Самарин Ю.Ф. На чем основана и чем определяется верховная власть в России // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 61. 2 Там же. С. 68.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz