Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
108 нецелесообразно. Он пишет: "Доискиваться единой, всесовершенной и без условно применимой формы правления - такое же заблуждение в области политики, какое в области политической экономии - стремление к изобре тению непреложного мерила ценности. Достоинство всякой формы заклю чается в полнейшей ее гармонии с содержанием. Чем свободнее форма об лекает содержание, чем вернее проявляет собою сущность его, тем лучше форма и тем она прочнее"1. Под содержанием при этом понимается сово купность способностей, свойств и сил, данных народу от природы и дви жимых его верованиями, убеждениями и потребностями, то есть народная жизнь в широком смысле слова. Относительно самодержавия данный представитель славянофильства пишет: "Принцип монархический - великое дело нашей истории. Она вся есть не что иное, как развитие этого принципа"2. И далее: "...мы не хотим другой формы, ибо всякая другая была бы тираниею"3. Сторонниками са модержавия, глубоко укорененного в России, были и другие славянофилы, несмотря на критику действий самодержавного правительства, как, напри мер, у А.И. Кошелева. Подобно старшим славянофилам, А.И. Кошелев признавал единственно возможной в России формой правления самодер жавие, но считал необходимым участие всего общества в совещательной форме. Для этого он предлагал созывать Земскую Думу как совещатель ный орган, ее сила будет заключаться в благоразумии, умеренности, знании. Правительство, по Ю.Ф. Самарину, является одной из форм выраже ния народной жизни. "Чем полнее и вернее оно выражает жизнь народную, - указывает мыслитель, - тем более между правительством и народом точек соприкосновения, тем теснее их взаимная связь, тем живее их сочувствие, тем крепче и безопаснее правительство внутри, тем большими силами оно располагает в столкновениях внешних"4. Сила и крепость правительства 'Самарин Ю.Ф. На чем основана и нем определяется верховная власть в России // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 59. 2 Самарин Ю.Ф. По поводу мнения "Русского вестника" о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. С. 154. 3 Самарин Ю.Ф. По поводу мнения "Русского вестника” о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации //Т ам же. С. 156. 4 Самарин Ю.Ф. На чем основана и чем определяется верховная власть в России //Т ам же. С. 59.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz