Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
9 скую, А.Е. Шаиошника. В.А. Кулешова, М.А. Маслина и других. В работах указанных исследователей нашли отражение общественно-идейная борьба славянофилов, проблемы пути развития России, их отношение к Западу, тема общины и многое другое, что имеет отношение к славянофильскому идеалу. При этом ряд исследователей указывали на приоритетное значение проблемы общественного идеала для славянофилов. Так, Т.Н. Благова от мечала, что "славянофилы мыслили свою философию... как теорию воспи тания, жизнеустроительное учение, как проект идеального общества, в кото ром реализована основная христианская заповедь любви к Богу и Ближнему”’. Многие ученые, тем не менее, негативно оценивают славянофильские идеалы и их основу. Например, Ю.С. Комаров отмечает: «Создавая модель "нового" общества, славянофилы опирались на заведомо ложный тезис о том, что будто русский народ по природе своей религиозен, а Россия есть "го сударство православное"»2. Необходимо также отметить попытки рассматривать общественные идеалы России славянофилов как целостный феномен, принадлежащий не только XIX столетию, но славянофильству как общероссийскому на правлению вообще, что показано у В.Н. Жукова3. Многие современные мыслители отстаивают славянофильскую идею возрождения России на исконно русских началах. Е.С. Троицкий по этому поводу отмечает: "Это важнейшая предпосылка сбережения русской циви лизации, это успешная политика национальной самоидентификации, рост национального самосознания народа и в связи с этим воплощение в жизнь соборного принципа единства слова и дела"4. Существуют также воззре ния, отрицающие целесообразность поисков идеального пути общества. "Романтизм социальных преобразований, - пишет В.В. Налимов, - гак волновавший русскую интеллигенцию, ушел в невозвратное прошлое.... 1 Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А С. Хомяков и И В. Киреев ский. М.: Высшая школа, 1995. С. 19. 2 Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Качань: Казан ский ун-т, 1991. С. 59. 3 См.: Жуков В.Н. Общественный идеал России в социальной философии славя нофильства (Социально-философский аспект): Дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000. 401 с. 4 Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Русская цивилизация и соборность: Сборник статей / Сост. и автор вступит, статьи Е.С. Троицкий. М.: Б.И., 1994. С. 18.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz