Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

9 скую, А.Е. Шаиошника. В.А. Кулешова, М.А. Маслина и других. В работах указанных исследователей нашли отражение общественно-идейная борьба славянофилов, проблемы пути развития России, их отношение к Западу, тема общины и многое другое, что имеет отношение к славянофильскому идеалу. При этом ряд исследователей указывали на приоритетное значение проблемы общественного идеала для славянофилов. Так, Т.Н. Благова от­ мечала, что "славянофилы мыслили свою философию... как теорию воспи­ тания, жизнеустроительное учение, как проект идеального общества, в кото­ ром реализована основная христианская заповедь любви к Богу и Ближнему”’. Многие ученые, тем не менее, негативно оценивают славянофильские идеалы и их основу. Например, Ю.С. Комаров отмечает: «Создавая модель "нового" общества, славянофилы опирались на заведомо ложный тезис о том, что будто русский народ по природе своей религиозен, а Россия есть "го­ сударство православное"»2. Необходимо также отметить попытки рассматривать общественные идеалы России славянофилов как целостный феномен, принадлежащий не только XIX столетию, но славянофильству как общероссийскому на­ правлению вообще, что показано у В.Н. Жукова3. Многие современные мыслители отстаивают славянофильскую идею возрождения России на исконно русских началах. Е.С. Троицкий по этому поводу отмечает: "Это важнейшая предпосылка сбережения русской циви­ лизации, это успешная политика национальной самоидентификации, рост национального самосознания народа и в связи с этим воплощение в жизнь соборного принципа единства слова и дела"4. Существуют также воззре­ ния, отрицающие целесообразность поисков идеального пути общества. "Романтизм социальных преобразований, - пишет В.В. Налимов, - гак волновавший русскую интеллигенцию, ушел в невозвратное прошлое.... 1 Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А С. Хомяков и И В. Киреев­ ский. М.: Высшая школа, 1995. С. 19. 2 Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Качань: Казан­ ский ун-т, 1991. С. 59. 3 См.: Жуков В.Н. Общественный идеал России в социальной философии славя­ нофильства (Социально-философский аспект): Дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000. 401 с. 4 Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Русская цивилизация и соборность: Сборник статей / Сост. и автор вступит, статьи Е.С. Троицкий. М.: Б.И., 1994. С. 18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz