Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

107 ны общества - в обществе должна действовать система взаимного невме­ шательства. К.С. Аксаков дополнил также учение И.В. Киреевского о го­ сударстве. Государь, по его мнению, должен действовать по велению Бога. Итак, идеал общественно-политических отношений для К.С. Аксакова - когда народ не вмешивается в правительство, в порядок управления, а го­ сударство не вмешивается в духовную жизнь и быт народа. Реальность же совсем иная: государство нарушает принцип невмешательства, повсюду царит взяточничество. Угнетение духовной жизни народа. Отсюда - раз­ лад, бунты, так как народ желает свободы жизни, духа и слова. Следующий представитель славянофильства, Ю.Ф. Самарин, показал, что рассуждения его единомышленников по кружку могут сделаться осно­ ванием для практической политики. Знакомство с русским крестьянством наряду с феодальными порядками придало реальное содержание учению Ю.Ф. Самарина об общине, которую он полагал в основу русского строя и связывал с ней будущее России. В статье «По поводу мнения "Русского вестника"...» мыслитель показал различия в отношениях между правителями и народом в России и в стра­ нах Западной Европы. Так, если Европа, за исключением России, признает в качестве идеала государственного устройства контрактные отношения между власть имущими и подвластными, то "Россия всею своею историею и современным своим бытом отрицает это начало и полагает свой государ­ ственный идеал в единстве и полноте взаимного доверия..."1. Таким обра­ зом, государство, основанное на контракте, ложно, в отличие от государст­ ва, основанного на доверии, осуществленного в России. Государство, по Ю.Ф. Самарину, есть существенное условие общежития и как таковое служит достижению предназначенных человечеству целей. С вопросом о государстве мыслитель связывает понятие русской земли. Он указывает, что у нас в стране "земля создает государство, а не государство - землю”2. Ю.Ф. Самарин в статье "На чем основана и чем определяется верхов­ ная власть в России" размышляет, правомерно ли задавать вопрос: "Какая форма правления лучше?" и приходит к выводу, что искать такую форму 1 Самарин Ю.Ф. По поводу мнения "Русского вестннка” о занятиях философнею, о народных началах и об отношении их к цивилизации // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. С. 543. 2 Самарии Ю.Ф. О мнениях "Современника", исторических и литературных // Са­ марин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма/Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРЛ, 1997 С. 28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz