Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
106 Русский народ, согласно К.С. Аксакову, уступил государству юриди ческую организацию, суд, войско, тюрьмы, всю принудительную обста новку общественного быта; при этом земля сохраняет самостоятельность, как вольное братство, без которого политический союз оказался бы без душным механизмом. Сила государства не раздроблена между классами и партиями, а сосредоточена в руках царя. Без всяких ограничений и при нуждения царь обращается к совету народа, выслушивает его мнение в ду ме или соборе, но действует по своему усмотрению. Царь не ограничен в своей власти, а народ свободен в своем мнении. К.С. Аксаков был убежден, что крестьянство, не испорченное цивили зацией, остается главной надеждой на преобразование несовершенного общественного строя в органичную соборность. Народ не повинен в изъя нах государственной системы управления, поскольку далек от политиче ских игр и заключает в своем мировоззрении лишь понятие страны как на ционального единства в противоположность государству, необходимому для организации защиты от внешних вторжений. Таким образом, в политической сфере К.С. Аксаков, как и другие сла вянофилы, был ориентирован против государственно-бюрократической системы. Он противопоставлял государство и земщину, служилое сословие и общину. По его мнению, между ними существовало согласие, но в ре зультате реформ государство стало вмешиваться в бытовые, нравственные устои народа, что пагубно сказалось на его состоянии. Выход виделся фи лософу в возврате положения, когда государство занимается политически ми проблемами, а народ - культурными. К.С. Аксаков приходит к выводу, что создание полноправной монархии проистекает из присущего русскому народу нежелания государствовать самому. «Самая радикальная точка зрения - у К. Аксакова, - указывает А.М. Песков, - прямо противопостав лявшего народ - государству как "началу" западному, а, следовательно, безнравственной и враждебной христианской природе народа»1. В своем учении К.С. Аксаков, скорее, развивал положения А.С. Хомя кова в отношении государства, считая его неоправданным злом. Он разде лял общество на "страну", с ее общинным началом, и "государство", со трудничающие с помощью Земского собора. Государство не должно вме шиваться ни в промышленность, ни в торговлю, ни в нравственные сторо 1 Песков А.М. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 199 № 8. С. 108.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz