Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
104 почитает путь мира, следуя учению Христа. Община и государство сосу ществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две отдельные союзные силы. Государство не должно вмешиваться в зем леделие, промышленность, торговлю, нравственную жизнь. Народ должен хранить и чтить власть, а власть должна быть другом народу. С обеих сто рон должно быть свободное согласие, полная доверенность. "Мир и согла сие" - вот основной принцип государства. Государство функционирует по внешним законам: оно создает внеш ние правила поведения и извлекает пользу из принуждения. Преобладание внешней справедливости над внутренней характерно для Западной Евро пы, где возникновение государства связано с завоеваниями. В России, на оборот, государство образовалось на основе добровольного призвания ва рягов. С тех пор в России существует союз между "страной" и государст вом. "Страна" обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, но окончательное принятие решений принадлежит монарху. Эти взаимоотношения между народом и государственной властью К.С. Аксаков определил как систему взаимного невмешательства. "Госу дарство", считал он, должно функционировать по своим законам, ничем не нарушая внутреннюю жизнь "земли". "Земля", в свою очередь, должна не сти неизбежные государственные повинности, повинуясь голосу внутрен ней правды и не вмешиваясь в дела государственные. При этом понятие "земля" первично, а "государство" - вторично. "Земля" выражает самую сущность народа, а государство является только лишь внешней его обо лочкой. Вмешательство "государства" в дела "земли" при подобном поряд ке практически исключается. Настойчиво проводя мысль, что в народе русском нет политического элемента, что, призвав "государство", "земля" полностью отказалась от ка ких бы то ни было политических прав, К.С. Аксаков заявлял, что в то же время она оставила себе "неотъемлемое право духовной свободы", то есть свободу слова и мысли. Свобода народа проявлялась на Руси в деятельно сти Земских соборов, которые государь созывал при надобности и в кото рых "земля" высказывала свои мнения, не настаивая на их исполнении. Та ким образом, система взаимного невмешательства нисколько не терпела ущерба. В будущем гражданском устройстве России, считал К.С. Аксаков, Земские соборы должны стать формой сотрудничества государства и наро да. В них будут представлены все сословия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz