Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

103 не цель, а средство бытия. С данным положением был полностью согласен И.С. Аксаков. Поэтому, он полагал, юридическая истина меньше нравст­ венной истины. Он призывал к формированию в России "общества" - все­ сословной среды, одухотворенной народным сознанием, упраздняющей "ненародную" интеллигенцию, - придаток государственного аппарата, - и рас­ пространяющей его привилегии на все сословия. Итак, не желая государствовать, народ предоставляет себе нравствен­ ную свободу, свободу жизни и духа. Выраженный в этих словах один из главных тезисов славянофильства, все же не может быть доказан исто­ рически. "Два важные события русской истории, - указывал B.C. Соловь­ ев, - призвание варягов и избрание в цари Михаила Федоровича Романова - напрасно приводятся Аксаковым в подтверждение его мысли"1. Сознание необходимости государственного строя и невозможности учредить его собственными средствами вследствие постоянных междоусобиц действи­ тельно заставили новгородских славян призвать из-за моря правительст­ венный элемент. Это призвание показало нравственную силу русского на­ рода, но видеть в этом действии отречение от государственности можно было бы, если б народ, добровольно подчинившись чужим правителям, престал участвовать в делах правления. Между тем история свидетельст­ вует, что русский народ с призванием варягов нисколько не отказался от уча­ стия в политической жизни страны. И все же в идее К.С. Аксакова есть огромный смысл. Для русского на­ рода, как православного, государство не является высшим практическим идеалом, окончательной формой человеческого общежития. Так как "идеал общественный и цель исторической жизни заключаются в свободном нравственном равновесии всех частных сил, или в их совершенной соли­ дарности"2, то в этом окончательном идеале нет места для государственно­ сти и для политики. Славяне, по убеждению К.С. Аксакова, не должны об­ разовывать государство, так как они сохранили "истинное христианство" и соответствующий его смыслу общинный быт - воплощение нравствен­ ного союза людей. Русский народ, по его мнению, видит серьезную разни­ цу между страной и государством. "Страна" в народном понимании озна­ чает общину, которая живет по внутреннему, нравственному закону и пред­ 1Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. / Под ред. B.C. Степина, С.С. Аверинцева. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 451. 2 Там же. С. 453.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz