Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

102 для людей недостаточен; он мог бы быть достаточен только тогда, когда бы люди были совершенны, но они не таковы, и потому необходим закон внешней, необходимо государство"1, - указывал К.С. Аксаков. К.С. Аксаков хотел оградить царство духа и истины человека, запрос на высшую нравственную правду от посягательства внешней, юридиче­ ской правды, от условности и формализма, воплощением которых служит государство. Он полагает, что русское государственное устройство, в сво­ их существенных основах и в том виде, как понимает его народ, то есть в иде­ альном своем виде, способно дать простор тому, что более всего на потребу. Русский народ был принужден создать государство, но по существу этот народ не государственный, так как не стремится к власти, не желает для себя политических прав. "Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему возможность жить этою общественною "жизнью", - отмечал К.С. Аксаков. - "Не желая править, народ наш желает жить, но ищет для себя свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народ­ ной жизни внутри себя...".2 Вынудили русский народ создать государство воинственные соседи. Для этой цели русские призвали варягов и, отделив "страну" от государства, вверили политическую власть монарху в лице Рюрика с братьями. В этом своем воззрении мыслитель опирается на исто­ рическое предание, в котором воплотился народный взгляд на начало го­ сударства. Философ считал, что народ, сознательно призвав к себе власть, не ус­ тупил свой внутренний мир, не продал свою душу государству, не отрекся ради правды внешней от правды высшей, нравственной; не подменил сво­ их нравственных, общественных идеалов идеалами политическими. В ре­ зультате мирного призвания власти народом не должно быть вечного анта­ гонизма между ними, как на Западе. Русский народ же обязан хранить и чтить власть, ибо он сам ее пожелал: народ в этом в таком случае есть первый страж власти. Так как не было принуждения, а имело место сво­ бодное согласие, должна быть полная доверенность. Итак, "мир и согла­ сие" - вот основное начало русского государства. Для него государство 1Цит. по: Аксаков И.С. Ответ г. Градовскому на его разбор "Записки" К.С. Акса­ кова // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: Российская политиче­ ская энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 481. 2 Там же. С. 478.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz