Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
102 для людей недостаточен; он мог бы быть достаточен только тогда, когда бы люди были совершенны, но они не таковы, и потому необходим закон внешней, необходимо государство"1, - указывал К.С. Аксаков. К.С. Аксаков хотел оградить царство духа и истины человека, запрос на высшую нравственную правду от посягательства внешней, юридиче ской правды, от условности и формализма, воплощением которых служит государство. Он полагает, что русское государственное устройство, в сво их существенных основах и в том виде, как понимает его народ, то есть в иде альном своем виде, способно дать простор тому, что более всего на потребу. Русский народ был принужден создать государство, но по существу этот народ не государственный, так как не стремится к власти, не желает для себя политических прав. "Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему возможность жить этою общественною "жизнью", - отмечал К.С. Аксаков. - "Не желая править, народ наш желает жить, но ищет для себя свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народ ной жизни внутри себя...".2 Вынудили русский народ создать государство воинственные соседи. Для этой цели русские призвали варягов и, отделив "страну" от государства, вверили политическую власть монарху в лице Рюрика с братьями. В этом своем воззрении мыслитель опирается на исто рическое предание, в котором воплотился народный взгляд на начало го сударства. Философ считал, что народ, сознательно призвав к себе власть, не ус тупил свой внутренний мир, не продал свою душу государству, не отрекся ради правды внешней от правды высшей, нравственной; не подменил сво их нравственных, общественных идеалов идеалами политическими. В ре зультате мирного призвания власти народом не должно быть вечного анта гонизма между ними, как на Западе. Русский народ же обязан хранить и чтить власть, ибо он сам ее пожелал: народ в этом в таком случае есть первый страж власти. Так как не было принуждения, а имело место сво бодное согласие, должна быть полная доверенность. Итак, "мир и согла сие" - вот основное начало русского государства. Для него государство 1Цит. по: Аксаков И.С. Ответ г. Градовскому на его разбор "Записки" К.С. Акса кова // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: Российская политиче ская энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 481. 2 Там же. С. 478.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz