Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
101 ный характер русского человека, обусловливающий забвение им личных, эгоистических интересов в стремлении к общему благу. Можно сказать, что И.В. Киреевский только указал на пути развития христианского миро воззрения, но не развил его. Это предстояло еще сделать русским религи озным философам и их последователям. Главным специалистом среди славянофилов по вопросу о государстве называли К.С. Аксакова. В 1855 году он представил Александру 11 "Запис ку о внутреннем состоянии России". В ней он писал о взаимоотношении народа и государственной власти. Обе стороны, - указывал он, - необхо димы друг для друга. Не может быть государственной власти без народа, а народа без государственной власти. Не ища свободы политической, на род ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, то есть свободы внутри себя. Мудрость правительства состоит в том, чтобы способствовать всеми мерами стране, им управляемой, достигнуть своего назначения и совершить свое благое дело на земле; состоит в том, чтобы понять дух народный, который должен быть постоянным путеводителем правительства. От непонимания духа народного и от препятствия этим по требностям происходят или внутренние волнения, или медленные изнуре ния и расстройство сил народных и государственных. Государство, по К.С. Аксакову, есть воплощение "правды внешней", воплощение "принудительного закона". Оно противоречит самому духу русского народа. "Русский народ, - указывает мыслитель, - есть народ не государственный, то есть не стремящийся к государственной власти, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия, не ищущий участия в правлении... Все иные народы стремятся к народовластию. Рус ский же народ сам государствовать не хочет"1. По случаю этих слов К.С. Аксакова можно сказать, что русский народ - народ не с политиче ской задачей, а с социальной, или общественно-бытовой. Таким образом, государство противостоит социальной сфере, и если социальная сфера есть ценное и подлинное восполнение личности, то оно чуждо внутренней жизни личности. Государство является злом, и это зло не в той или иной ее форме, а в самом принципе, в самой идее государства. Но государство людям все же необходимо, потому что "внутренний закон 1 Цит. по: Аксаков И.С. Ответ г. Грановскому на его разбор "Записки" К.С. Акс кова // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: Российская политиче ская энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 484.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz