Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
100 лях, и это все - злоупотребления. По И.В. Киреевскому, пока государство действует в соответствии с христианскими идеями, в обществе все хорошо. Лишь при разрушении религиозного единомыслия явилась необходимость связи формальной, источника местничества, опричнины, крепостничества. Таким образом, у И.В. Киреевского государство вполне вписывается в его идеальную модель, в отличие от А.С. Хомякова, который считал, что госу дарство никогда не руководствовалось христианскими принципами, и по тому оно - зло. В соответствии с разным характером просвещения И.В. Киреевский полагал, что строятся принципы государственного устройства. Так, на За паде обществом управляет мнение всех или некоторых. В России же обще ство построено на коренном единомыслии. Оно управляется посредством убеждения. Необходимо отметить, что взгляды мыслителя по проблеме общест венного идеала в исходных пунктах совпадают с теорией А.С. Хомякова, но при этом имеют ряд особенностей. Так, И.В. Киреевский шел в своих измышлениях не от общества к личности, а от личности к обществу. Об щество - это не просто сумма людей. Все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем "общественно". И.В. Киреевский не хотел воз врата в прошлое в буквальном смысле. Сам он по этому поводу написал: "...такое перемещение прошлого в новое, отжившего в живущее было бы то же, что перестановка колеса из одной машины в другую, другого уст ройства и размера: в таком случае или колесу сломаться, или машине"1. Идеал И.В. Киреевского более реалистичен идеала А.С. Хомякова, допус кающий существование идеального государства, действующего в соответ ствие с христианскими ценностями. В таком государстве гарантируется свобода, духовная гармония, самобытность населяющего его народа. Таким образом, славянофил мечтал о преобладании в русском обще стве убеждений святой православной церкви, цельности, единстве бытия народа. Идеальное общество для И.В. Киреевского то, которое вырастает самобытно и естественно, под влиянием одного внутреннего убеждения, воспитанного церковью и бытовым преданием. Это общество нравствен ной, духовной гармонии, в основе которой лежит самобытный националь 1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 238.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz