Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
99 вованию, а, наоборот, в своем существовании видеть только средство для удобного и полного водворения Божьей Церкви на земле. Церковь никогда не имела притязаний насильственно управлять людьми, искать формального господства над правительственной властью. Церковь никогда не стремилась быть государством, как и государство ни когда не стремилось подчинить себе церковь, как в римской империи, хотя формально государство стояло над церковью. Церковь изначально опреде ляла границы "между собою и государством, между безусловною чисто тою своих высших начал и житейскою смешанностью общественного уст ройства, всегда оставаясь вне государства и его мирских отношений, высо ко над ними, как недосягаемый светлый идеал, к которому они должны стремиться...".1 При регулировании взаимоотношений между членами мира не было и речи о формальном праве, законе, - утверждал И.В. Киреевский. А само слово "право" было у нас неизвестно в западном смысле. Оно означало у нас справедливость и правду, которые существуют сами по себе, а пото му не могут ни покупаться, ни дароваться, ни продаваться. Кроме того, на Руси не было ни разграничения сословий, ни политической и нравст венной борьбы, ни сословной ненависти, и это еще раз подтверждает от сутствие формального права. Действительно, когда государство вершит правосудие, наблюдает за нравственностью и святостью закона, охраняет достоинство человека, оно служит не временным, а вечным целям. Бесспорно, свобода личности мо жет быть гарантирована только в государстве. Однако, государство, суще ствующее ради мелочных, суетных целей, не может уважать свободу. И.В. Киреевский подводит мысль о свободе к религии, так как убежден, что признание ценностей нравственной свободы, уважение святости нравст венного лица может дать только религиозное начало. Поэтому свободное развитие личности может быть гарантировано только в государстве, по строенном на принципе религии. Государство может осуществить господство над церковью под пред логом охранения общественной безопасности. Так духовенство обращает ся в чиновничество; так церковь может быть использована в мирских це 1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 225.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz