Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
98 В идеологии А.С. Хомякова имеются черты и консерватизма, и либе рализма, и демократизма. В учении о власти он был романтическим кон серватором, отрицая право участия народа и общества в политике. Но он был и либерал, поскольку требовал всякого рода свобод для земщины и народа, и демократ, поскольку защищал интересы крестьянства и по- своему утверждал идею народовластия. А.С. Хомяков хотел воскресить древние формы русской жизни, пото му что они были основаны на святости семейных уз и на неиспорченной индивидуальности нашего народа. "Тогда, - писал он, - в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархального быта с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже осоз нающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не ко леблющаяся вечно между бытием и смертью"1. На основании вышесказанного можно заключить, что политический идеал А.С. Хомякова - церковный, безгосударственный, основанной на ве ре и любви, а не на принуждении. А.С. Хомяков утверждал взаимодейст вие индивидов в обществе на началах, стоящих выше правовых. Однако очевидно, что в этом он ошибался. Не вызывает сомнения, что там, где нет права, там нет и не может быть ни свободы, ни справедливости. Нашу точ ку зрения разделял в свое время Н.А. Бердяев, говоря, что "отрицание пра вовых начал опускает жизнь ниже правовых начал"2. И.В. Киреевский, рассуждая об общественном идеале, в письме к А.И. Кошелеву рассмотрел взаимоотношения государства и церкви. Он писал: "Государство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную. Церковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную".3 Временное должно служить вечному, поэтому государство должно руководить обществом в интересах церкви. Государство должно согласовываться с церковью, проникаться духом церкви и не только смотреть на церковь как на средство к своему сущест 1 Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. / Под ред. Е.В. Харитонова. М.: Медиум, 1994. Т. 1. С. 470. 2 Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и на чала XX века. Судьба России. М.: ЗАО "Сварог и К", 1997. С. 45. 3 Цит. по: Лосский Н.О. История русской философии. М.: ЗАО "Сварог и К", 2000. С. 25.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz