Жигунова, Г. В. Система специального образования для детей ограниченными возможностями здоровья / Жигунова Г. В. // Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития : всероссийская научно-практическая конференция, [Мурманск, 18 июня 2010 г.] : сборник материалов / ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск, 2010. - С. 117-122.
необходимость собственного труда и его роль в общественном производстве, и хотел участвовать в этом труде. Однако на сегодняшний день по-прежнему отсутствует нормативно правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Вопросы, касающиеся образования детей-инвалидов, решаются различными структурами общества в условиях отсутствия их взаимодействия и координации своей деятельности, что не приводит к успеху. Профессиональный подход к обучению детей с инвалидностью сегодня осуществляется с учетом специфики их основного заболевания, поэтому сложившаяся система специального образования включает в себя коррекционные учреждения, подразделяющиеся на восемь типов: для умственно отсталых детей, неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. При этом воспитанники, объединенные по общему типу заболевания, имеют чаще всего множественные проблемы в состоянии здоровья. В коррекционных учреждениях используется более упрощенный по учебной программе образовательный процесс, сочетающих занятия, лечебные процедуры и релаксацию. Обеспечение образовательных и социальных функций достигается благодаря повышенному нормативу государственного финансирования. В Мурманской области в настоящее время последовательно осуществляется процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения. Число обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях и классах для детей с ограниченными возможностями на начало 2009 г. составляло 556 чел., в учреждениях, реализующих программы общего образования (без обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях) - 650 чел., индивидуально на дому по специальным программам - 191 чел, в образовательных учреждениях, реализующих программы профессионального образования - 105 чел. Посещавших дошкольные образовательные учреждения (на конец 2008 г.) - 398 чел. При этом в Мурманской области сократилось количество школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в 2000 г. на начало учебного года функционировало 14 учреждений, в которых обучались и воспитывались 1845 детей, то в 2008 г. их стало 12 школ с 1129 воспитанниками.1 Существует также категория детей, не обучающихся ни в каких-либо учреждениях, ни на дому. Среди умственно отсталых детей большинство не обучается в школах и тем более не получает профессионального образования, у них отсутствуют возможности для независимого проживания и деятельности. «И если раньше, - указывают Н.В. Румянцева и В.А Бобрышева, - забота об инвалидах, требующих ухода и постоянной помощи, 1 Статистический ежегодник. 2008 / Федеральная служба государственной статистики , Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск : Мурманкстат, 2009. С. 96. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz