Жигунова, Г. В. Система специального образования для детей ограниченными возможностями здоровья / Жигунова Г. В. // Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития : всероссийская научно-практическая конференция, [Мурманск, 18 июня 2010 г.] : сборник материалов / ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск, 2010. - С. 117-122.
категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем, развитию и дифференциацию системы специального образования (Западная Европа - нач XX в. - 70-е гг. XX в.; Россия - 1927 - 1991 гг.). Этому периоду соответствует второй этап развития системы специального образования Далее, с 70-х гг. XX в. в Западной Европе и с 1991 г. в России, наметился переход от равных прав к равным возможностям, от «институализации» к интеграции. С начала этого периода и по настоящее время длится третий этап формирования национальных систем специального образования. В рамках института образования сегодня обеспечивается обучение, воспитание, а также социально-бытовая адаптация детей-инвалидов. Об этом гласит статья 18 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».1 Создание для инвалидов образовательной среды является одним из приоритетных направлений их интеграции в общество. Функционирование специальных учреждений (классов, групп) коррекционного характера, обеспечивающих лечение, воспитание, обучение и интеграцию детей с инвалидностью в общество, регулируется законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1. Дети-инвалиды направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей по заключению психолого-медико- педагогической консультации. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей-инвалидов; учебная нагрузка, режим занятий детей-инвалидов согласованы с органами здравоохранения. Для детей-инвалидов, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа; учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Данный закон указывает, что для детей-инвалидов предельный возраст получения основного общего образования (восемнадцать лет) может быть увеличен.2 В статье 19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки лицам с инвалидностью.3 Меры по совершенствованию обучения и воспитания детей- инвалидов предусматриваются также в региональной целевой программе «Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы». Таким образом, государство обеспечивает инвалидам получение общего образования, профессионального образования - начального, среднего и высшего - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. С другой стороны, важно, чтобы молодой человек с инвалидностью стал сам интересоваться выбором профессии, осознавать 1 См.: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». М .: ГроссМедиа, 2005. С. 14-15. 2 Закон РФ от 10.07 1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» : [URL] // КонсультантПлюс. 3 См.: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». М .: ГроссМедиа, 2005. С. 15-16. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz