Жигунова, Г. В. Система специального образования для детей ограниченными возможностями здоровья / Жигунова Г. В. // Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития : всероссийская научно-практическая конференция, [Мурманск, 18 июня 2010 г.] : сборник материалов / ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск, 2010. - С. 117-122.
инвалидов, в 2006 г. - 12544 тыс., в 2007 г. - 13014 тыс., в 2008 г - 13104 тыс человек.1 В Мурманской области с 1995 по 2008 годы численность граждан с ограничением различных сфер жизнедеятельности возросла почти в 2 раза и составила 39 тысяч человек.2 При этом численность детей с инвалидностью в Мурманской области, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, в 2008 году составила 2114 человек. В отличие от среднероссийских показателей, основную возрастную группу в общем числе детей-инвалидов в Мурманской области составляют дети 10-15 лет (35,9%).3 Наиболее распространенными нарушениями в состоянии здоровья детей являются двигательные, висцеральные, метаболические и расстройства питания, и умственные. Существенное влияние на формирование инвалидности у детей в школьном возрасте оказывают условия обучения и отдыха детей. Нарушение гигиенических условий школьной среды - один из факторов патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. На сегодняшний день статус инвалида крайне низок. Об этом свидетельствуют такие показатели, как уровень доходов, уровень профессионального образования, трудоустройства и т.д. Так, в возрасте 20 лет и старше доход людей с инвалидностью в 1,7 раз, а занятость в трудоспособном возрасте в 5,5 раз ниже по сравнению с остальным населением. Наиболее контрастны различия между инвалидами и неинвалидами по уровню образования. Если не имеющих образование разделить на грамотных и неграмотных, то последнюю группу составят почти одни инвалиды.4 Таким образом, проблема образования инвалидов является актуальной на современном этапе. В настоящее время продолжается сложный социокультурный процесс формирования и становления специальных социальных систем и институтов, удовлетворяющих специфические потребности людей с ограниченными возможностями, в том числе института специального образования. Предпосылки становления системы специального образования уходят в средневековье, когда стала осознаваться возможность обучения глухих и слепых детей через опыт индивидуального обучения и первых специальных учебных заведений (в Западной Европе в XII-XVIII вв. в России - с нач. XVIII - нач. XIX вв.). С XVIII в. по нач. XX в. в Западной Европе и с нач. XIX в. по 1927 г: в России произошел переход от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. С этим периодом соотносится первый этап становления национальных систем специального образования. В XX в. произошел переход от сознания необходимости специального образования для отдельных 1 Социальное положение и уровень жизни населения России, 2008 : стат. сб. М. : Росстат, 2008. С. 347. 2Там же. 3 Викторова Е Е. Социальная поддержка детей-инвалидов и их семей в Мурманской области // Социальная работа. 2008. № 3. С. 18. 4 Ткаченко B.C. Общество и проблемы инвалидности: монография. Ставрополь : Сервисшкола, 2006. С. 100. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz