Жигунова, Г. В. Опыт и перспективы исследования социальной интеграции инвалидов российского общества // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2013. - С. 23-28.

Г. В. Жигунова Опыт и перспективы исследования социальной интеграции инвалидов российского общества Проблема социальной интеграции лиц с инвалидностью является чрезвычайно актуальной в современном российском обществе. В социаль­ ном плане эта проблема связана с ассиметрией в реализации прав и суще­ ствующих возможностей инвалидов и здоровых граждан. Причиной не­ равных возможностей инвалидов и не-инвалидов выступает целый ком­ плекс барьеров - физических, социальных, психологических, технологиче­ ских - мешающих людям с инвалидностью пользоваться теми же правами, что и др. Это и дискриминация, отсутствие необходимого медицинского и реабилитационного обслуживания, недоступный транспорт, неприспособ­ ленность зданий, нехватка информации предрассудки, и неготовность об­ щества воспринимать инвалидов как равных, и иные преграды на пути к независимой жизни. Существующие в российском обществе барьеры за­ трудняют или делают невозможной социальную интеграцию лиц с инва­ лидностью, препятствуют их успешному функционированию в обществе. Актуальность указанных аспектов функционирования лиц с инвалид­ ностью обусловило направление и смысл научно-исследовательской рабо­ ты, осуществляемой автором на региональном уровне с 2008 по 2013 гг. Один из острых вопросов в деле социальной интеграции инвалидов связан с неготовностью здоровых граждан воспринимать инвалидов как равнодостойных субъектов. По результатам социологического исследова­ ния, проведенного автором в 2008 г. при поддержке РГНФ и Департамента экономического развития Правительства Мурманской области (грант № 08-03-43302а/С «Исследование толерантности различных групп населе­ ния в отношении детей с ограниченными возможностями»)1, было выявле­ но, что у индивидов во всех возрастных группах в большинстве случаев отсутствует практика взаимодействия с инвалидами, в виду чего респон­ денты не имеют адекватных представлений об этой категории населения. Так, 70,1% школьников воспринимают человека с инвалидностью как неполноценного, больного, страдающего, дефективного, беспомощно­ го, ущемленного, обиженного судьбой и т.д. У совершеннолетних граждан число воспринимающих таким образом инвалидов уменьшилось до 37,2%, 1 Эмпирическим объектом исследования выступило население Мурманской области с 7 по 75 лет, представленное учащимися учебных образовательных учреждений и со­ вершеннолетними гражданами (родители учащихся общеобразовательных школ, специалисты образовательных учреждений и социальных служб, а также родители инвалидов). Всего было опрошено 1 106 человек. Исследование проводилось с мая по сентябрь 2008 года. В качестве метода исследования было использовано разда­ точное анкетирование. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz