Жигунова, Г. В. Опыт и перспективы исследования социальной интеграции инвалидов российского общества // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2013. - С. 23-28.

Данный момент указывает на положительный опыт и позитивные перспек­ тивы социальной интеграции опрошенных индивидов, важнейшей состав­ ляющей в которой является самореализация, осуществление возможностей своего развития посредством собственных усилий, сотворчества, содея- тельности с другими людьми и социумом в целом. В процессе решения проблемы социальной интеграции инвалидов особого внимания заслуживает проблема ресурсного потенциала лиц с ин­ валидностью. Ресурсный потенциал - комплекс биологических и психофи­ зиологических ресурсов человека, а также правовых и социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенци­ альные способности и возможности. Оптимальные отношения инвалидов ювенальной категории с соци­ альными институтами и группами, комфортное социальное и морально­ психологическое самочувствие, как цели социальной интеграции, дости­ гаются не только в результате создания особых условий в социуме, но и посредством развития ресурсных возможностей личности, осуществляемо­ го в процессе первичной и вторичной социализации инвалидов ювеналь­ ной категории. В нашей стране люди с инвалидностью традиционно рассматрива­ лись лишь как объект воспитания, образования, социализации, без учета того факта, что они могут являться и субъектом общественного воспроиз­ водства, влияющим на прогрессивное развитие страны. Однако инвалиды - это лица, утратившие лишь какую-либо функциональную способность, но не обязательно являющиеся немощными во всех жизненных проявлениях. Среди них много по-настоящему талантливых людей, способных принести обществу немалую пользу, но чтобы они могли реализовать себя в полной мере, важно признавать за ними особые человеческие права и создать ус­ ловия для их реализации. С целью выявления ресурсного потенциала и социальных практик его реализации автором в 2011 г. было проведено пилотажное социологическое исследование среди подростков и молодых инвалидов. Объем выборки - 111 человек, разбитый на два подмассива. Первый - 95 человек, подростки и молодые люди, обучающиеся в образовательных учреждениях г. Мур­ манска в возрасте от 12 до 17 лет (в общеобразовательных школах 12,6%, в специализированных - 87,4%), опрошенные с помощью формализованного интервью. Второй подмассив - 16 человек - молодые люди, не обучаю­ щиеся в силу возраста и/или характера заболевания. Они были опрошены с помощью полуструктурированного интервью. Их возраст от 19 до 29 лет.1 В исследование были включены вопросы, направленные на составление «Я-образа» инвалида ювенальной категории. Респонденты должны были оценить свои способ­ ности (интеллектуальный и творческий потенциал); свое здоровье (физический по­ тенциал); охарактеризовать жизненные ориентации; охарактеризовать свой соци­ альный образ через восприятие своего статуса. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz