Жигунова, Г. В. Опыт и перспективы исследования социальной интеграции инвалидов российского общества // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2013. - С. 23-28.
Выявленные факты неприятия лиц с инвалидностью указывают на необходимость формирования толерантности в отношении наименее за щищенных групп индивидов, находящихся в неблагоприятных социальных условиях; на проведение целенаправленной политики по развитию само сознания, солидарности, единства граждан российского общества на осно ве взаимного уважения и принятия друг друга. Еще одной значимой стороной проблемы интеграции инвалидов в общество является социальная идентичность. Она связана с отождествле нием человека с социальными группами и общностями и с осознанием своих социальных ролей и статуса. От характера социальной идентичности зависит самопозиционирование, поведенческие стратегии и в конечном итоге успех или неуспех социальной интеграции конкретной личности. В 2010-2011 гг. автором были проведены социологические исследо вания по выявлению социальной идентичности детей и молодых инвалидов при поддержке РГНФ и Министерства образования и науки Мурманской об ласти (грант № 11-13 -51003 «Социальная идентификация детей с инвалидно стью в социокультурном пространстве (на примере Мурманской области))1. По результатам исследования было выявлено, что для лиц со стой кими нарушениями жизнедеятельности, включенными в образовательные практики, чувства неполноценности, недовольства собой или окружающи ми не являются доминирующими в структуре их идентичности. Дети и мо лодые люди с инвалидностью не считают или не хотят считать себя инва лидами и больными людьми. Отсутствие идентичности с инвалидами мо жет объясняться невысокой значимостью и непривлекательным статусом данной группы для опрошенных, в результате чего они стремятся избежать принадлежности к ней как дискриминационной, нежелательной. Основными объектами идентификации респондентов являются ин ституты семьи, друзей, школы, досуга. В целом идентичность инвалидов ювенальной категории можно представить как некую концентрическую систему от малых, реальных, первичных групп к большим, абстрактным, общностям: мои родные - я сам - значимые другие - группы досуга и инте ресов - все остальные люди. Если сопоставить полученные данные с результатами исследования проблемы интолерантности, то можно заключить, что если российские граждане воспринимают человека с инвалидностью как ущербного челове ка, и испытывает к нему сострадание и жалость, то сам инвалид (имеющий определенную степень социальной активности) не ощущает себя таковым, он считает себя обычным человеком и стремится жить обычной жизнью. 1 Эмпирическое исследование осуществлялось среди детей, подростков и молодых инвалидов Мурманской области в возрасте от 11 до 29 лет при выборке в 273 чело века. В качестве инструментария были использованы тест М. Куна и Т. Макпарт- ленда «Кто я?» и анкета по выявлению идентификационных предпочтений инвали дов в социальном окружении. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz