Жигунова, Г. В. Оценка ресурсного потенциала индивидов // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 57-66.

внутренней (в коллективы). Дети с инвалидностью являются достаточно активными участниками коллективных практик и мероприятий, в том чис­ ле досуговых, они много гуляют и в определенной мере общаются с друзь­ ями. Высокий уровень социальной активности опрошенных указывает на сформированность их социальной компетентности. С понятием социальной компетентности связано развитие умения ориентироваться в постоянно ме­ няющемся социуме, наличие способности к межличностным отношениям, к полноценному участию в социальной деятельности и жизни общества. Од­ нако если учесть уровень самостоятельности детей и наличие опеки со стороны взрослых, то высоким интеграционным потенциалом будет обла­ дать не более 68,4% респондентов. В данной связи заключим, что интегра­ ционный потенциал у инвалидов ювенальной категории в целом средний. Дети с инвалидностью самым важным в жизни считают создание се­ мьи, наличие друзей и получение профессии. Здоровье у респондентов в число приоритетных ценностей не входит. Представители ювенальной ин­ валидности не связывают с данной ценностью и свои мечты, а ориентиро­ ваны на решение функциональных задач по созданию семьи, рождению детей, получению профессии, осушествлению будущей трудовой деятель­ ности. Все это свидетельствует о стремлении жить полной жизнью, о пози­ тивном настрое и активной позиции относительной своего будущего и возможностей самореализации в семье и трудовой деятельности. Трудно­ сти со здоровьем не обозначены как препятствие для самореализации в данных направлениях, однако, возможно, они просто до конца не осознаны респондентами. Тем не менее, ведущие ценности представителей ювенальной инва­ лидности являются важнейшими для жизнедеятельности и самореализации всех людей, больных или здоровых, поэтому можно говорить о том, что они «нормальны». Ценностно-ориентационный потенциал, таким образом, (на основе ведущих трех позиций) соответствует норме у 63,9% опрошен­ ных. Физический ресурсный потенциал у 70% детей с инвалидностью также определен как средний. Данные дети регулярно выполняют физиче­ ские упражнения, обладают достаточной двигательной активностью и, бо­ лее того, считают себя здоровыми людьми. Из них 20%, занимаются спор­ том. В целом по итогам проведенных интервью стало очевидным, что, не­ смотря на существующие барьеры, большинство опрошенных детей с ин­ валидностью являются социально активными членами общества, обла­ дающими интеллектуальным, творческим, трудовым, физическим, инте­ грационным потенциалом, а также соответствующими социальной норме стремлениями и ценностями. Опрос детей-инвалидов показал, что от 60% до 80% представителей ювенальной инвалидности в достаточной мере обладают творческим, обра­ 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz