Жигунова, Г. В. Оценка ресурсного потенциала индивидов // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 57-66.

В ходе исследования было опрошено 111 человек в возрасте от 8 до 18 лет. Все опрошенные имели статус инвалидов и являлись учащимися средних общеобразовательных массовых и специальных коррекционных учреждений. Причем в специальных коррекционных образовательных уч­ реждениях (СКОУ) обучались 72 чел. (64,9%), в массовых средних образо­ вательных школах (СОШ) - 3 9 чел. (35,1 %)1. По результатам опроса было выявлено, что дети исследуемой кате­ гории не обладают высоким уровнем ресурсных возможностей. Так, большинство опрошенных (80%) обладают средним уровнем образовательных ресурсов, явно низким образовательным уровнем обла­ дают около 20% респондентов. Творческим потенциалом обладает свыше 60% детей с инвалидно­ стью. Эти дети любят петь, танцевать, читать стихи, заниматься рукодели­ ем, и имеют соответственные задатки и способности в данных видах дея­ тельности. Дети-инвалиды как никто нуждаются в организации их посеще­ ний занятий кружков и музыкальных (художественных) школ, в сопровож­ дении и целенаправленной поддержке в процессе творческой самореализа­ ции. Иными словами, в заинтересованности и помощи взрослых, прежде всего, - родителей и педагогов. Порядка 50% респондентов имеют в целом адекватные своим физи­ ческим возможностям профессиональные намерения. Респонденты обла­ дают достаточной мотивацией к получению специальности и будущей профессиональной деятельности. Почти 77% опрошенных работоспособ­ ны, они не только желают, но и смогут в будущем трудиться в той или иной сфере общественной деятельности, занимаясь, в зависимости от забо­ левания, интеллектуальным или несложным физическим трудом. Отметим также, что 85,6% респондентов имеют бытовые трудовые обязанности, из них 76,6% опрошенных выполняют их самостоятельно. Из них, в свою очередь, 70,3% с удовольствием занимаются домашними де­ лами. 69,3% учащихся достаточно часто и регулярно трудятся по дому. 14,4% опрошенных не выполняет трудовые обязанности по дому в резуль­ тате плохого здоровья (6,3%), поведения или нежелания. Профессионально-трудовые ориентации имеют 81,9% респондентов. Однако почти у 30% опрошенных имеются'явно завышенные притязания, несовместимые или трудно совместимые с инвалидизированным статусом. Практически все те, кому необходимо получать профессиональное образо­ вание для будущей профессиональной деятельности, планируют это сде­ лать. Примерно 80% респондентов интегрированы в общественные связи и отношения. Причем, эта интеграция является и внешней (в социум), и 1 См. об этом: Жигунова Г.В., Ткаченко И.Л. Ресурсный потенциал инвалидов юве­ нальной категории: монография. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz