Жигунова, Г. В. Оценка ресурсного потенциала индивидов // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 57-66.

В отношении лиц с инвалидностью следует отметить, что с одной стороны, они являются категорией лиц, которая в общепринятом понима­ нии не обладает высоким потенциалом наличествующих ресурсов, так как экономические затраты на реализацию этих ресурсов превышают полу­ чаемый эффект от них. С другой стороны, определенными ресурсами об­ ладают даже лица со многими тяжелыми нарушениями1, и реализация этих ресурсов в данном случае должна рассматриваться как дело не экономиче­ ское, а социальное, способствующее социальной интеграции российского общества. В данной связи необходимо отказаться от традиционных подхо­ дов к оценке человеческого потенциала и ресурсов лиц с инвалидностью, и исходить не из экономической выгоды, а от наличия и возможностей реа­ лизации творческих, умственных или иных их способностей. Наряду с оценкой ресурсно-потенциального состояния индивида имеет смысл использовать прогнозные оценки развития ресурсного потен­ циала личности. Прогностическая оценка ресурсно-потенциальных воз­ можностей индивида может быть основана на получении объективных данных с помощью специально подготовленной методики опроса о со­ стоянии здоровья, социальном статусе, мотивационном потенциале, ком­ муникативных характеристиках, морально-этических и ценностных нор­ мах личности, эмоционально-волевом уровне саморегуляции, степени ак­ тивности, включающей следующие основные направления прогноза: уро­ вень саморегуляции, личностно-характерологический уровень и мотиваци- онно-личностный уровень2. Данный подход позволяет более достоверно оценить уровень ресурсного потенциала индивида, возможности его пре­ образования в активный ресурс или ресурс развития, получить необходи­ мую информацию для использования адекватных форм и технологий соци­ альной защиты. В 2013 г. под руководством и с участием автора было проведено со­ циологическое эмпирическое исследование (грант РГНФ и Правительства Мурманской области по теме: «Ресурсный потенциал лиц с ювенальной инвалидностью и возможности его реализации в Мурманской области», проект № 13-13-51001) по выявлению ресурсного потенциала детей с ин­ валидностью. Целью исследования было выявление личностных ресурсов, которыми обладают и пользуются в процессе жизнедеятельности предста­ вители данной категории. В качестве метода исследования использовалось полуформализованное интервью. Вопросы интервью были распределены на блоки: учебная и внеучебная деятельность, трудовая деятельность, про­ фессиональное образование, общественная жизнь и взаимодействие с людьми, ценности и цели, здоровье и здоровый образ жизни. 1 См. об этом: Жигунова Г.В. Ресурсный потенциал молодых инвалидов и практики его реализации // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2011. - № 3 (07). URL: http://sisp.nkras.ru/issues/201 l/3/zhigunova.pdf. Замараева З.П. Социальная защита. - Пермь: ПГУ, 2009. - С. 161. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz