Жигунова, Г. В. Оценка ресурсного потенциала индивидов // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 57-66.
- уровень физической активности (занятия физической культурой, социальная активность); - уровень трудоспособности (степень вовлеченности в обучение, трудовую деятельность, кружки); - уровень мотивации на самообеспечение; - степень мотивации на занятость; - степень мотивации на оказание помощи другим людям; - возможность в трудных жизненных ситуациях получить помощь от друзей, родственников, детей, соседей; - степень мотивации на оказание помощи другим людям; - способность самому изменять внешнюю среду; - возможность в трудных жизненных ситуациях получить помощь от социальных служб и других организаций социального профиля; - уровень доступности в трудной жизненной ситуации помощи от общественных организаций и др.1 Ресурсы, связанные с реализацией в процессе обучения, трудовой, культурной и творческой деятельностью, ценностной структурой лично сти, уровнем здоровья, относятся к внутренним ресурсам личности. К внешним ресурсам относится формирование общественных связей и от ношений в процессе жизнедеятельности (наличие семьи, друзей, общения и т.д.). Внутренние ресурсы являются личностными, внешние - социаль ными. Личностный потенциал, включая в себя значимые для успешной жизнедеятельности социально-психологические характеристики, отражает единство трех уровней связи пространства и времени: - Прошлый опыт индивида (потенциал представляет собой совокуп ность накопленных человеком знаний, способностей, навыков, здоровья, образования и т.д.). - Практическое применение наличных средств индивида в процессе жизнедеятельности. - Ориентированность индивида на будущее. Исследуя характер ресурсов индивидов, можно также выделить культурный потенциал, интеллектуальный потенциал, физический потен циал, материальный потенциал и др. При исследовании ресурсного потенциала людей с особенностями в развитии следует сместить акценты в перечисленных показателях и, преж де всего, обратить внимание на уровень здоровья, способности к самооб служиванию и самообеспечению, меру вовлеченности в общественную жизнь и характер взаимодействия с людьми, мотивацию на самообеспече ние, на творческую самореализацию, на труд. 1 Замараева З.П. Социальная защита. - Пермь: ПГУ, 2009. - С. 160. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz