Жигунова, Г. В. Оценка ресурсного потенциала индивидов // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 57-66.

категорией, целесообразно применять наряду с количественными парамет­ рами для измерения потенциала - качественные. Иными словами, челове­ ческий потенциал представителей отдельной социальной группы недоста­ точно измерять лишь в количественных показателях. Необходимо учиты­ вать, что это еще и развитие человека как личности, как индивидуально­ сти, как субъекта в общественно-политической, духовно-культурной, эко- номически-трудовой, морально-этической сферах1. Особый интерес в этой связи для нас представляет методика оценки человеческого капитала А.И. Юрьева, И.С. Буриковой, М.А. Коноваловой, М.А. Пушкиной2. В оценке человеческого капитала ученые отталкиваются от таких ключевых понятий, как: - жизнеспособность; - работоспособность; - способность к обучению; - способность производить инновации. На основе произведенного анализа понятий человеческого капитала, человеческого потенциала, реабилитационного потенциала и др., а также особенностей функционирования подрастающего поколения и молодежи, можно выделить измеримые индикаторы ресурсного потенциала. С точки зрения структуры, они разделены на группы: 1) показатели, характеризующие способности (к обучению, профес­ сиональной и бытовой трудовой деятельности, творчеству, самообслужи­ ванию, коммуникациям и др.); 2) индикаторы, определяющие уровень реализации потребностей и степени удовлетворенности в процессе самореализации; 3) индикаторы, позволяющие определить характер ценностных ори­ ентаций, целей, идентичности; 4) показатели, позволяющие определить меру вовлеченности инди­ видов в общественную жизнь, характер взаимодействий с людьми; 5) показатели самооценки уровня здоровья. Структура оценки ресурсного потенциала как неактивизированного резерва индивида может складываться из разницы между задействованны­ ми и незадействованными личностью ресурсными потенциалами. В основу оценки определения ресурсного потенциала индивида могут быть включе­ ны следующие показатели: - уровень трудоспособности (трудоспособность существенно не ог­ раничена - по степени вовлеченности в обучение, труд, кружки и т.д.); - степень стремления приобретать новые знания и навыки; - уровень творческой самореализации (деятельность в кружках); 1 Жигунова Г.В., Ткаченко И.Л. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной катего­ рии: монография. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - С. 109-110. Опыт психологического измерения человеческого капитала / колл, авторов. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3251 (дата обращения: 24.09.2013). 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz