Жигунова, Г. В. Оценка ресурсного потенциала индивидов // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 57-66.

Говоря о ресурсном потенциале, следует отметить, что это понятие включает в себя необходимые для жизнедеятельности социальные качест­ ва, умения, способности, являющиеся необходимой предпосылкой для включения индивида в систему общественных связей. Все составляющие человеческого потенциала базируются на врож­ денных и формируемых качествах и свойствах человека в процессе социа­ лизации. К качествам ресурсного потенциала относятся способности, ин­ тересы, знания, здоровье, определенный уровень адаптации, воспитания, социальных навыков и т.д., которые выступают как устойчивая совокуп­ ность средств, накопленных человеком в процессе становления и развития, и которые могут быть активизированы актором на практике в настоящем и будущем. В настоящее время разработаны различные методики измерения че­ ловеческого капитала, человеческого потенциала, человеческих ресурсов, ресурсного потенциала. Один из наиболее распространенных в современное время способов измерения человеческого потенциала, рекомендованный ООН - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). С его использованием, начи­ ная с 1990 г. стали осуществляться ежегодные всемирные «Доклады о че­ ловеческом развитии» (Программа развития ООН (ПРООН)). Для отраже­ ния и измерения человеческого потенциала были отобраны три показателя: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и доход. Дан­ ный подход к человеку и к человеческому обществу во многих странах был признан настолько конструктивным и перспективным, что начиная с 1995 г. во всех государствах Европейского региона ПРООН и в России из­ даются национальные доклады о человеческом развитии. В ИРЧП по определенным правилам суммируются три показателя качества жизни населения: уровня благосостояния, выражаемого в цифрах душевого дохода; состояния здоровья, выражаемого через показатель предполагаемой средней продолжительности жизни, и образованности, оцениваемой по уровню грамотности и доле молодежи, получающей обра­ зование в высших учебных заведениях. Иначе говоря, под определенным углом зрения в нем суммируются экономические, экологические, культур­ ные факторы жизни народа. - Реальный ВВП на душу населения (на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности). - Индекс дохода. - Ожидаемая продолжительность жизни, лет. - Индекс долголетия. - Грамотность, в процентах. - Доля учащихся в возрастах 7-24 лет, в процентах. - Индекс образования. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz