Жигунова, Г. В. Социальное исключение и маркировка как проблемы повседневности людей с инвалидностью // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. - С. 37-46.

хотели бы быть самыми обычными людьми, «как все». 3 человека (вместе с 2-мя уже указанными) сталкивалось с проявлениями неадекватных реак­ ций окружающих и жалости в отношении себя, доставляющими только дискомфорт и неловкость. Можно заключить, что из опрошенных явно стигматизирован один молодой человек (ж., 20 л.), вследствие чего идентифицирует себя в каче­ стве «ненормального» субъекта и стремится быть «как все» в глазах окру­ жающих, пытаясь отказываться от полагающихся льгот инвалидам и при­ думывая «красивые» легенды инвалидизации. Тем не менее, объективно респондент не находится в ситуации социального исключения. Девушка вполне успешно живет обычной повседневной жизнью и у нее велики шансы преуспеть в тгой жизни. Социальное исключение проявляется лишь на уровне эмоциональных переживаний респондента. Те или иные элементы практик социального исключения частично мы можем наблюдать в жизни еще двух человек: у девушки с нарушения­ ми двигательных функций. Она вынуждена подолгу сидеть дома в 4-х сте­ нах из-за невосстановленного после оперативного вмешательства организ­ ма и в этой связи имеет в основном дистанционное общение со сверстни­ ками. Второй - молодой человек с психическими нарушениями, который может самостоятельно передвигаться и выходить на улицу, но также ото­ рван от непосредственных социальных связей с людьми за пределами квартиры. В остальных случаях молодые люди прилагают порой неимоверные усилия, чтобы не отставать от жизни и, если не быть как все, то хотя бы делать все то же, что и все люди. Список литературы 1. Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики н России: (Теория наблюдения, биогр. интервью. Советы студентам) / Россий­ ская акад. наук, Ин-т социологии, Гос. акад. ун-т гуманитар, наук, пауч,- образоват. центр по специальности «Социология»; под ред. В.А. Ядова. - М.: ТАУС, 2009. 2. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: пер. с англ. / под ред. Г.С. Батыгина, Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. - М.: Институт социологии РАН, 2003. 3. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / пер. М.С. Добряковой. URL: http://globalteka.ru/books/doc_details/1104l.htm l (дата обращения: 15.10.2014). 4. Жигунова Г.В. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными возможностями. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2 0 0 8 .-2 1 6 с. 5. Жигунова Г.В. Социальная идентификация лиц с инвалидностью // В мире научных открытий. -2 0 1 1 . - № 5.1 (Проблемы науки и образования). 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz