Жигунова, Г. В. Социальное исключение и маркировка как проблемы повседневности людей с инвалидностью // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. - С. 37-46.

ряде случаев - чтобы не обнаружить свой «позор» - инвалидность, они пытаются скрыть свой статус и прибегают к общим условиям взаимодей­ ствия1. Вот что рассказывает далее информант о том, как поступал п вуз, стремясь не пользоваться льготой для инвалидов: «Я помню, пришла в приемную комиссию и мне сказали, что я буду проходить по специальной льготе. А я знала, что инвалиды идут вне кон­ курса и раньше для себя решила, что если плохо сдам ЕГЭ и не буду про­ ходить по баллам, то льготой не воспользуюсь, не буду проходить по льго­ те, а вместе со всеми. И я сказала в приемной комиссии, можно ли не ука­ зывать мое особое положение проходить вне конкурса и поступать как все , но мне не разрешили. И потом когда пришла в университет, у некоторых были сомнения в отношении меня - кто-то мне оценочки хорошие выстав­ ляет... И всю жизнь надо доказывать что-то». Чтобы избежать негативных социальных маркировок, инвалиды, бы­ вает, придумывают легенды о том, как они приобрели данный статус. Ин­ формант рассказывает и об этом в диалоге: - А комплексы какие-нибудь были? - У меня постоянные комплексы. - Как ты реагируешь на перешептывания, на вопросы к тебе по по­ воду хромоты? Ты объясняешь людям причину? - Нет, никогда так не делаю. Особо любопытные вопросы задают, что у меня с ногой. - И как ты реагируешь на эти вопросы? - Из-за того, что эти вопросы бывают очень часто, я привыкла. - Отвечаешь? - Да. Я говорю, что попала в аварию, больше ничего не говорю. Если говорить людям, что это с рождения, то начинают думать, что я мутант. А так появляется элемент трагичности. Ну конечно мои близкие друзья все знают, но их очень мало. А зачем всем это знать. В нашей ментальности все скрывать. Следствием неверного представления о людях с инвалидностью формируются стереотипы и предубеждения, навешиваются ярлыки и скла­ дывается неправильное отношение к представителям данной категории. Окружающие проявляют страх, жалость, отвращение и целую гамму иных чувств, приводящих к дистанцированию, избеганию или, напротив, к на­ зойливости и гиперопеке. 3 респондента (с видимыми физическими нарушениями) сталкива­ лись с такими проявлениями (из них 2 чел. с маркировкой «ненормаль­ ный»): 1 Конечно, имеются сюжеты с точностью до наоборот, когда люди пользуются благами инвалидичированного статуса, а в ряде случаев - не упуская ни одной возможности «взять полагающееся». Имеются случаи и «липовой» инвалидности с теми же целями. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz