Жигунова, Г. В. Социальное исключение и маркировка как проблемы повседневности людей с инвалидностью // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. - С. 37-46.

Нормальность осознается респондентом как свойство, позволяющее быть похожим на всех, быть вместе со всеми, заниматься тем же, что и «обычные» люди: «Есть такие, которые ходят несчастные, мол, давайте все мне помо­ гать. Вот... Я не люблю, не хочу быть обузой. Я просто хочу быть нор­ мальным человеком, но в нашем обществе это не удается. С детских лет, например, меня не хотели брать в школу из-за этого, никто не хотел брать ответственность... Ну, там дети бегают, дерутся. Если что-то со мной слу­ чилось, то им пришлось бы отвечать. И поэтому было очень трудно устро­ ить меня в школу. Потом в итоге меня устроили, но на индивидуальное обучение. Меня очень расстраивало в детстве. Я думала: все нормальные дети ходят в школу, а я сижу дома». В общественном мнении людей давно сложилось представление, что норма - это свойство, присущее большинству элементов совокупности, а понятие равенства объяснялось в контексте одинаковости, подобия, одно­ образия, обычности. Это объясняет то, почему люди с инвалидностью (и не только они) стремятся быть обычными, как все: «...(я) многое бы отдал, просто чтобы быть обычным человеком...», - говорит молодой человек с тяжелыми нарушениями двигательных функ­ ций (м., 24 г.). «Я стараюсь, несмотря на это (некоторые ограничения. - Авт.), обычно жить», - повествует еще один информант (ж., 20 л.). Однако сегодня мы наконец-то понимаем, что люди по своим антро­ пологическим, физическим, национально-культурным и иным личностным или социальным параметрам могут быть разными, но при этом являются равнодостойными личностями. Итак, быть не как все, необычным, непо­ хожим - это не значит быть ненормальным. Тем не менее, люди с инвалидностью не хотят выделяться из масс: - А ты себя не считаешь талантливой? - Нет. У меня другие необычные качества, которые не выставляют напоказ. - А ты не думала, что обычные люди, не имеющие инвалидности, но с необычными качествами, напротив, стараются выделиться, они не хотят быть как все? В этом смысле ты хотела бы выделяться? - Нет (ж., 20 л.). Этот информант, рассказывая о школьных годах, вспоминает радость момента, когда ее взяли обучаться в обычную массовую общеобразова­ тельную школу: «Но потом все-таки я пришла в школу на обычную форму обучения и была так рада - я как все»! У стигматизированных людей с нарушениями здоровья стремление быть как все очень хорошо выражено. Чтобы не отличаться от других, быть «обычным» человеком, доказать себе и другим, что «не хуже», а в 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz