Жигунова, Г. В. Социальное исключение и маркировка как проблемы повседневности людей с инвалидностью // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. - С. 37-46.

венными оценками социокультурной среды разграничивает инвалидов от других членов общества; конструирует не только внутреннее общественное пространство, но и внешнее, и тем самым институционализирует страту1. На уровне стигматизированного индивида проблема связана с непринятием себя или своего состояния, а также с неуверенностью относи­ тельно того, как окружающие люди будут воспринимать его личность. В результате человек пытается скрыть дефект либо как-то его исправить, либо замаскировать посредством освоения общих для всех навыков и дей­ ствий. Имеют ли место практики социального исключения в повседневном опыте инвалидов? Каковы повседневные способы отнесения их к марки­ ровке «ненормальный»? Ответы на указанные вопросы были выявлены в ходе неформализованного интервью с молодыми инвалидами (N=20), про­ живающими в г. Мурмаснке. Учитывая неоднозначную специфику темы нормы и нормальности, она не поднималась интервьюером посредством прямых вопросов и была актуализирована косвенными вопросами интер­ вьюера или в ходе свободной беседы самими молодыми людьми. В ходе интервью 4 респондента использовали слово «норма», харак­ теризуя свое состояние. Из них 2 респондента прямо сообщили, что явля­ ются нормальными или более-менее «нормальными» людьми: «Да, я более-менее нормальный человек», - говорит юноша, 22 г. «Я нормальный человек», - полагает другой молодой человек, 18 л. Однако несколько раньше он также использует это слово, рассказывая о своем желаемом будущем: « ...B общем, выбиться в люди, стать нормаль­ ным человеком». Но дальше мы видим, что смысл этого слова связан не с состоянием здоровья, а с некими достигаемыми социальными статусами и ролями: «Чтобы были жена, дети, работа...». Причисление себя к «ненормальным» или неполноценным встреча­ ется также у 2-х человек. В одном случае респондент (ж., 23 г.) говорит о неполноценности в контексте рассуждений о ценности здоровья: «Нужно поправить здоровье, нормально ходить, но полноценным че­ ловеком я уже не буду». Другой информант, девушка 20-ти лет, рассказывает: «Во-первых, я всегда считала себя ненормальным человеком только из-за этого (заболевания. - Авт.). Ну и я не из тех инвалидов, знаете, вот есть некоторые... ну, у одних инвалидов есть какие-то особые таланты: кто-то художник, кто-то математик. Мне же Боженька не дал ничего вза­ мен, только отобрал... Вообще, я прекрасно осознаю, что люди смотрят на меня через призму предрассудков». 1Жигунова Г.В. Социальная идентификация лиц с инвалидностью // В мире научных открытий. - 2011. - № 5.1 (Проблемы иауки и образования). - С. 488-489. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz