Жигунова, Г. В. Социальное исключение и маркировка как проблемы повседневности людей с инвалидностью // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. - С. 37-46.

Автор выделяет три существенно различающихся типа стигмы. Во- первых, телесное уродство - разного рода физические отклонения. Во- вторых, недостатки индивидуального характера, связанные со слабой во­ лей, неконтролируемыми или неестественными страстями или безнравст­ венностью. В-третьих, родовая стигма расы, национальности и религии, которая может охватывать всех членов семьи. Однако во всех этих типах обнаруживается одна и та же черта: индивид обладает некой особенно­ стью, которая навязчиво привлекает к себе внимание и отвращает от него собеседников, - тем самым перекрывая путь и другим качествам этого ин­ дивида. Тех, у кого нет негативных отклонений от определенных ожида­ ний, ученый называет нормальными. «Конечно, - пишет, и, Гофман, - по определению мы полагаем, что человек со стигмой - не вполне человек [is not quite human]. На основании этого предположения мы применяем различные виды дискриминации, по­ средством которых существенно - причем порою не задумываясь - уменьшаем его жизненные шансы... В нашей повседневной речи мы ис­ пользуем особые термины для обозначения стигмы (такие, как калека, уб­ людок, кретин) в качестве образного выражения, причем, как правило, не задумываемся об их исходном значении. Мы склонны приписывать чело­ веку длинный ряд несовершенств на основе какого-то одного исходного несовершенства...» '. Это подтверждается результатами социологических исследований, проведенных Г.В. Жигуновой по проблеме интолерантности в отношении инвалидов2. В частности, здоровые сограждане достаточно часто (в зави­ симости от возраста) воспринимают человека с инвалидностью как непол­ ноценного, больного, страдающего, дефективного, беспомощного, ущем­ ленного, неполноценного, и испытывают дискомфорт, страх, брезгливость, неприязнь и отвращение3. Закреплению стереотипов способствуют нормативно-культурная сис­ тема и социальные институты, упорядочивающие и формализующие сис­ тему взаимодействий, а также структуру статусов и ролей индивидов. Это определенная символика и атрибуты (например, инвалидные коляски, кос­ тыли), выработанный язык социальной коммуникации (язык жестов), внут­ ренняя культура (субкультура) со своими социальными запросами, собст­ 1 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / пер. М.С. Добряковой. - С. 4. URL: http://globalteka.ru/books/doc_details/11041.html (дата обращения: 15.10.2014). 2 Жигунова Г.В. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными возможностями. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. - 216 с. 3 Жигунова Г.В. Толерантность в отношении лиц с инвалидностью как фактор инте­ грации российского общества // Проблемы национальной безопасности России в ХХ-ХХ1 вв. Уроки истории и вызовы современности: материалы международной науч.-практ. конф. / отв. ред. С.А. Марков. - Краснодар: Традиция, 2010. - С. 165-168. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz