Жигунова, Г. В. Социальное исключение и маркировка как проблемы повседневности людей с инвалидностью // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. - С. 37-46.
торого приписываются девиантные характеристики, стойко закрепившиеся в общественном мнении и культурно-нормативной системе1. Повседневные способы попадания индивидов за границы «нормаль ных» людей хорошо показаны в работах И. Гофмана. По меткому наблю дению ученого, из всех пациентов, поступающих в психиатрические кли ники, лишь небольшая часть приходит по своей воле2. Это означает, что предварительный диагноз больному об отклонениях и ненормальности ставится социальным окружением, а не врачами. И. Гофман в результате выстраивает следующую цепочку идентичности «больного»: социальный диагноз - заключение (изоляция) - медицинский диагноз3. Согласно И. Гофману, граница между здоровыми и инвалидами, то есть между «нормой» и «аномалией», является социальной конструкцией. Поэтому необходимо расширить понятие нормы, включив в нее людей с ограниченными возможностями, и сформировать в общественном созна нии позитивный образ инвалидности. Для обозначения качества, выдающего «какое-то постыдное свойст во индивида» И. Гофман предложил использовать термин «стигма». При чем характер этого качества, по мнению автора, определяется не самим ка чеством, а отношениями по поводу него. Качество, стигматизирующее один тип владельца, может лишь подтвердить обычность другого, и в этом смысле само по себе качество не является ни лестным, ни постыдным4. Проблема стигмы возникает тогда, когда все участники ситуации ожидают, что определенная категория людей должна не просто поддержи вать какую-то норму, но и выполнять ее предписания. В книге «Стигма» И. Гофман, рассказывая о девушке, родившейся без носа, делает вывод, что все люди в той или иной степени стигматизи рованы и являются заложниками своего внешнего вида или иных наруше ний. 1 См. об этом: Жигунова Г.В. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными возможностями. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. - 216 с.; Жигунова Г.В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалид ностью. Saint-Louis, МО: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012.-208 с.; Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2012. - 250 с.; Жигунова Г.В., Ткаченко И.Л. Ресурсный потенциал инвалидов юве нальной категории. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - 220 с. 2 Психиатрические клиники как места изоляции пациентов И. Гофман называет «то тальными институтами». Это учреждения, где осуществляется временной и простран ственный контроль над помещенными в них людей, а организация повседневной жизни (пространство, распорядок дня, техники обращения и др.) направлена на по давление личностной идентичности. Те же элементы обнаруживает М. Фуко, но в качестве исторической последовательно сти событий, произошедших в разное время и из не связанных друг с другом причин. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / пер. М.С. Добряковой. - С. 4. URL: http://globalteka.ru/books/doc_details/11041.html (дата обращения: 15.10.2014). 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz