Ткаченко, И. Л. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории : монография / Г. В. Жигунова, И. Л. Ткаченко ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Красноярск : Научно-инновационный центр, 2013. - 219 с. : ил.
92 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНВАЛИДОВ ЮВЕНАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ В психологической науке потенциал рассматривается как пси хологическое явление и определяется как процесс непрерывно го самосовершенствования и стремления к достижению вершин личностного профессионального развития человека и реализации творческих возможностей и способностей46. В психологии проблема потенциальных возможностей личности и их проявление в той или иной мере затрагивалась в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева. В их трудах задействованы такие категории, как «актуальная способ ность», «зона ближайшего и актуального развития», «актуальная си туация», «актуальные и потенциальные характеристики человека». Анализ подходов к изучению потенциала в социальной психо логии показывает, что потенциал предстает для его исследовате лей как ресурс, активно проявляемый индивидом в окружающей среде. Так, С.В. Величко потенциал рассматривает как личност ный ресурс, или личностный потенциал, реализуемый в налич ной или предполагаемой ситуации47. Потенциал в данном случае представляется в качестве основы духовного развития и самореа лизации личности, раскрывающийся через нравственные, эстети ческие и интеллектуальные ценности. Термин «личностный потенциал» ввел Д.А. Леонтьев, опреде ляя его как базовую индивидуальную характеристику, стержень личности. Личностный потенциал, согласно Д.А. Леонтьеву, яв ляется интегральной характеристикой уровня личностной зрело- 4 Старинская Н.В. Особенности адаптационного потенциала личности // Психология XXI века. СПб, 2010. С. 249. См.: Величко С.В. Адаптационный потенциал военнослужащих в пси хологической подготовке к гражданской жизни: Автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук. Сев.-Кавказ, 2004. 23 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz