Ткаченко, И. Л. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории : монография / Г. В. Жигунова, И. Л. Ткаченко ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Красноярск : Научно-инновационный центр, 2013. - 219 с. : ил.

ГЛАВА I 35 1 цим ситуациям . И такие характеристики можно дать любым заболеваниям16. Дети с инвалидностью в разной мерс осознают и призна­ ют факт болезни. Наиболее часто дети с инвалидностью, за исключением тяжелых заболеваний психоневрологического профиля, используют механизмы отчуждения, вытеснения, проекции, идентификации, отрицания, рационализма. При отчуждении ребенок накапливает новую информацию о сво­ их внутренних особенностях функционирования организма. При вытеснении переживания детей связаны не с очевидными фактами болезни, а с непонятной или неприятной информаци­ ей - уколах, врачах, операциях и т.п. Проекция выражается в приписывании своих переживаний, чувств, проявлений болез­ ни детям с такими же заболеваниями. Идентификация выража­ ется в приписывании себе качеств героев кинофильмов, лите­ ратурных произведений, знакомых людей. Ребенок в данном случае хочет быть похожим на этих людей: «Я буду сильным, граф Монте Кристо, и не буду плакать». Механизм отрицания характеризуется отвержением болез­ ни, проявляющемся в двух крайних вариантах. В первом случае дети могут не верить как в сам факт заболевания, и старают­ ся не менять образа жизни, увлечений, круга общения. Во вто­ ром случае дети отрицают болезнь, но не стремятся бороться 36 Смага А.А. Особенности социально-педагогической работы с деть- ми-инвалидами в образовательных учреждениях // Комплексная реабили­ тация детей-инвалидов в условиях учреждений социального обслужива­ ния семьи и детей. Региональная комплексная программа «Дети Кольского Заполярья» на 2004 2006 годы. Подпрограмма «Дети-инвалиды» / сост. JI.E. Чиркова. Мурманск : Изд-во МОИПКРО, 2005. С. 18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz