Жалнин, Д. Е. Дело о задержании парохода «Утгард» по случаю объявления германской войны // Ушаковские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2004. - С. 113-117.
На совещании Совета министров 19 августа обсуждался вопрос о выделении 40 ОООрублей на подъём германских судов, и только к нача лу сентября с Балтики в Онегу для подъёма 3 пароходов прибыла водо лазная команда капитана 2 ранга Лаврова.155В результате пришлось при нять помощь Магнусена, но при этом С.Д. Бибиков предупреждал, что судно поступит в казну, а за размер вознаграждения он ответственности нести не может.156 Наконец, 26 августа с помощью парохода «Толстик» и водола за фирмы Бергрена «Утгард» был поднят, его машина очищена и сма зана.157Поднятый пароход тут же оказался необходим: прервав раз грузку, он срочно выбыл в Онегу, затем, 2 сентября, вернулся в Ковду, где согласно распоряжению губернатора от 28 августа был передан помощнику командира административного парохода «Мурман» Ма- хилёву.158До этого пароход всё ещё находился в ведении начальника ковдской таможенной заставы, и только в середине сентября, наконец, было решено разгрузить лес в Сороке, на том же заводе, где он был погружен. События первых дней мировой войны на русском Севере пока зали, что представители российской государственной власти (в пер вую очередь, архангельский губернатор С.Д. Бибиков) не сумели орга низовать эффективное управление краем в новых условиях. Местные промышленники не обладали реальной силой для вмешательства в дела губернской администрации. И лишь представители силовых ведомств - флотские офицеры, служащие полиции и таможни - в столь сложной обстановке проявили инициативу и распорядительность. Закономерно, что в дальнейшем именно военные структуры начинают играть всё бо лее значимую роль во всех областях жизни русского Севера. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz