Жалнин, Д. Е. Дело о задержании парохода «Утгард» по случаю объявления германской войны // Ушаковские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2004. - С. 113-117.

На совещании Совета министров 19 августа обсуждался вопрос о выделении 40 ОООрублей на подъём германских судов, и только к нача­ лу сентября с Балтики в Онегу для подъёма 3 пароходов прибыла водо­ лазная команда капитана 2 ранга Лаврова.155В результате пришлось при­ нять помощь Магнусена, но при этом С.Д. Бибиков предупреждал, что судно поступит в казну, а за размер вознаграждения он ответственности нести не может.156 Наконец, 26 августа с помощью парохода «Толстик» и водола­ за фирмы Бергрена «Утгард» был поднят, его машина очищена и сма­ зана.157Поднятый пароход тут же оказался необходим: прервав раз­ грузку, он срочно выбыл в Онегу, затем, 2 сентября, вернулся в Ковду, где согласно распоряжению губернатора от 28 августа был передан помощнику командира административного парохода «Мурман» Ма- хилёву.158До этого пароход всё ещё находился в ведении начальника ковдской таможенной заставы, и только в середине сентября, наконец, было решено разгрузить лес в Сороке, на том же заводе, где он был погружен. События первых дней мировой войны на русском Севере пока­ зали, что представители российской государственной власти (в пер­ вую очередь, архангельский губернатор С.Д. Бибиков) не сумели орга­ низовать эффективное управление краем в новых условиях. Местные промышленники не обладали реальной силой для вмешательства в дела губернской администрации. И лишь представители силовых ведомств - флотские офицеры, служащие полиции и таможни - в столь сложной обстановке проявили инициативу и распорядительность. Закономерно, что в дальнейшем именно военные структуры начинают играть всё бо­ лее значимую роль во всех областях жизни русского Севера. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz