Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

зволявших надёжно блокировать транспортные коммуникации. К этому следует добавить и слабую изученность района боевых действий. Так, по полученной инструкции, «Meteor» должен был пройти в Белое море запад­ ным фарватером, а вернуться восточным, но из-за необорудованности по­ следнего вынужден был идти через район своих же минных заграждений1. В таких условиях посылать заградители в уже заминированные районы было бы большим безрассудством. Рейд вспомогательного крейсера «Meteor» стал единственным из­ вестным случаем применения надводного корабля противника на Севере (в дальнейшем здесь использовались исключительно подводные лодки). Психологический эффект, дополненный первой минной постановкой в горле Белого моря, оказался неожиданно большим, однако он не прервал грузовые операции, а ускорил начало активного формирования морских сил в данном регионе. Дозорная служба в Белом море возникла не в результате прямых ак­ ций противника, но в большей мере под влиянием информации о возможно­ сти его появлении в Заполярье. Русское морское командование предполага­ ло начало боевых действий на Севере, однако события развивались слиш­ ком быстро, так что формирование русской партии траления началось прак­ тически в день обнаружения первых мин". Ограниченные местные мобили­ зационные ресурсы заставили опять обратиться за помощью к британскому флоту. 23 июня для траления в горле Белого моря прибыла английская экс­ педиция коммандера JI. Берни, состоявшая из 6 мобилизованных траулеров (с гражданскими командами) и двух периодически сменявшихся угольных транспортов. Насколько ограничены были ресурсы воюющих держав, вид­ но из того, что даже эти импровизированные тральщики, пришедшие на русский Север, были переведены из числа отправляемых в Дарданеллы3. 1915 г. стал временем приобретения первого опыта взаимодейств сил союзников. Главным препятствием, которое пришлось преодолевать в первую очередь, было взаимное непонимание. В частности, назначенному командовать партией траления J1. Берни было поручено организовать ох­ рану судоходства в Белом море. Однако, прибыв на место, англичане обна­ ружили, что положение вовсе не так катастрофично, как представлялось из просьб русского морского министерства4. Не дожидаясь особых указаний, контр-адмирал Ивановский уже начал формировать русскую партию тра­ ления из мобилизованных судов, шли работы по усилению обороны Ар­ хангельска. В данной ситуации крайне трудным представлялось организо­ вать взаимодействие между русским и английским командованием. 1 Гончаров Л.Г., Денисов Б.А. Использование мин в мировую империалистическую войну 1914-1918 г г .-М .; Л., 1940.- С . 76. 2 Р Г А В М Ф .-Ф . 4 1 8 .-О п . 1 . - Д 3 9 5 . - Л . 9 . 3 Там же. - Ф . Р-1529. - Оп. 2. - Д. 1 7 .- Л . 101. 4 Корбетт Дж. Указ. соч. - С. 67-69. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz