Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.
зволявших надёжно блокировать транспортные коммуникации. К этому следует добавить и слабую изученность района боевых действий. Так, по полученной инструкции, «Meteor» должен был пройти в Белое море запад ным фарватером, а вернуться восточным, но из-за необорудованности по следнего вынужден был идти через район своих же минных заграждений1. В таких условиях посылать заградители в уже заминированные районы было бы большим безрассудством. Рейд вспомогательного крейсера «Meteor» стал единственным из вестным случаем применения надводного корабля противника на Севере (в дальнейшем здесь использовались исключительно подводные лодки). Психологический эффект, дополненный первой минной постановкой в горле Белого моря, оказался неожиданно большим, однако он не прервал грузовые операции, а ускорил начало активного формирования морских сил в данном регионе. Дозорная служба в Белом море возникла не в результате прямых ак ций противника, но в большей мере под влиянием информации о возможно сти его появлении в Заполярье. Русское морское командование предполага ло начало боевых действий на Севере, однако события развивались слиш ком быстро, так что формирование русской партии траления началось прак тически в день обнаружения первых мин". Ограниченные местные мобили зационные ресурсы заставили опять обратиться за помощью к британскому флоту. 23 июня для траления в горле Белого моря прибыла английская экс педиция коммандера JI. Берни, состоявшая из 6 мобилизованных траулеров (с гражданскими командами) и двух периодически сменявшихся угольных транспортов. Насколько ограничены были ресурсы воюющих держав, вид но из того, что даже эти импровизированные тральщики, пришедшие на русский Север, были переведены из числа отправляемых в Дарданеллы3. 1915 г. стал временем приобретения первого опыта взаимодейств сил союзников. Главным препятствием, которое пришлось преодолевать в первую очередь, было взаимное непонимание. В частности, назначенному командовать партией траления J1. Берни было поручено организовать ох рану судоходства в Белом море. Однако, прибыв на место, англичане обна ружили, что положение вовсе не так катастрофично, как представлялось из просьб русского морского министерства4. Не дожидаясь особых указаний, контр-адмирал Ивановский уже начал формировать русскую партию тра ления из мобилизованных судов, шли работы по усилению обороны Ар хангельска. В данной ситуации крайне трудным представлялось организо вать взаимодействие между русским и английским командованием. 1 Гончаров Л.Г., Денисов Б.А. Использование мин в мировую империалистическую войну 1914-1918 г г .-М .; Л., 1940.- С . 76. 2 Р Г А В М Ф .-Ф . 4 1 8 .-О п . 1 . - Д 3 9 5 . - Л . 9 . 3 Там же. - Ф . Р-1529. - Оп. 2. - Д. 1 7 .- Л . 101. 4 Корбетт Дж. Указ. соч. - С. 67-69. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz