Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

Из числа осмотренных 10-й эскадрой судов оказались с военной контра­ бандой: в 1915 г. - 22%, в 1916 г. - 36%, в 1917 г. - 15%. На каждый нахо­ дящийся в дозоре вспомогательный крейсер в неделю приходилось 3—4 за­ держанных судна1. В следующем году корабли союзных флотов продолжали заходы в русские порты, но теперь перед ними ставились более конкретные задачи, связанные с оборудованием арктического театра военных действий. 17 ян­ варя 1915 г. в Александровск прибыли кабельный пароход «Colonia» и вспомогательное судно «Eskimo», которые за три недели проложили под­ водный телеграфный кабель, связавший Россию с Англией2. Первой воен­ ной зимой задержанные ледоставом и поломкой единственного морского ледокола «Канада» союзные транспорты впервые встали на зимовку в Кольском заливе - на рейде и у единственного причала Александровска. Это повлекло за собой организацию стационерной службы. В ноябре 1914 г. американское правительство заявило протест про­ тив установления английской блокады, мешавшей нейтральному судоход­ ству. Для того чтобы обеспечить международное признание возможности ограничения нейтральной торговли, Англия обратилась к союзникам. Франция разделяла эту доктрину и была готова показать свой флаг среди кораблей блокирующей эскадры, но не имела подходящих для переобору­ дования судов. Англичане прислали в Брест вспомогательные крейсера «Digby», а позже - «Oropesa», а после назначения на них французских ко­ манд они были переименованы в «Artois» и «Champagne». С появлением этих кораблей 10-я эскадра перестала быть чисто английским соединени­ ем, но «Champagne» не присоединился к Северному патрулю, а использо­ вался для ежемесячных рейсов между Россией и Францией3. 23 января к русским берегам направился старый линкор «Jupiter», который пытались использовать в качестве ледокола4. Впоследствии его сменил «Albemarle» из состава 3-й линейной эскадры, из-за аварии не ушедший вместе с ней в Дарданеллы5. Но первым соединением союзного флота, постоянно базировавшимся на русском Севере, стала английская партия траления. Подводя итог кампании 1914 г., помощник начальника охраны вод­ ного района Архангельского порта капитан 2 ранга С.М. Поливанов отме­ 1Македон Ю.А. Использование судов торгового флота в военное время. - Л ; М., 1940. - С. 79-80 Служба связи Военно-Морского флота (история развития) / Под ред. Г Г. Толстолуц- к о г о .-М ., 1976.- С . 121. Корбетт Дж. Операции английского флота в мировую войну. - М., 1937 - Т. 3. - С. 320-321. Андриенко В.Г. Первая зимняя навигация на Белом море (1914-1915 гг.) // Гангут. - СПб., 1992.-В ы п . 5 .- С . 59-69. 5 Корбетт Дж. Указ. с о ч .-С . 316, 321. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz