Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

Северный патруль формировали корабли 10-й эскадры крейсеров контр-адмирала де-Чера. Кроме несения дозорной службы, корабли эскад­ ры отвлекались для проверки многочисленных слухов о появлении про­ тивника в арктических водах. Уже в августе 1914 г. британские крейсера обследовали путь в Архангельск1. В октябре в Александровск заходил крейсер «Theseus», в Архангельск - «Drake»2. Необходимо учитывать, что 10-я эскадра состояла из устаревших кораблей и переоборудованных во вспомогательные крейсера пассажирских лайнеров, которые, заходя в рус­ ские порты, являли разительный контраст с представлением о самом мощ­ ном в мире флоте. Исключение составляли крейсера, прибывающие с «особыми целями», как правило, перевозкой представителей командования и дипломатического корпуса. 5 июня 1916 г. во время такого перехода в Архангельск погиб броненосный крейсер «Hampshire» с миссией военного министра Г. Китченера3. Посылка крейсеров в русские воды при отсутствии реального про­ тивника являлась скорее демонстрационной акцией, отвлекающей ограни­ ченные силы 10-й эскадры, на которой, кроме всего прочего, лежала задача борьбы с германской контрабандой через норвежские территориальные воды. Объединение целей нарушения судоходства противника и охраны своих морских коммуникаций отражало предвоенные взгляды английского командования на принципы ведения торговой войны4. Для решения этих задач наиболее эффективными оказались вспомогательные крейсера, пере­ оборудованные из пароходов, которые, в отличие от боевых кораблей, об­ ладали большей автономностью. Первоначально в состав 10-й эскадры входили старые английские крейсера, но в середине декабря 1914 г. были вооружены 18 трансатлантических лайнеров, а позднее, после сдачи в порт старых крейсеров, число вспомогательных было доведено до 24. Несмотря на гибель десяти единиц в течение всей войны, Англия неизменно поддер­ живала это число. Командиры крейсеров были морскими офицерами, ос­ тальной экипаж составляли моряки коммерческого флота. Характеристикой работы английских блокадных крейсеров являются следующие цифры: в течение 1915 г. была осмотрена площадь не менее 220 000 кв. миль, остановлено и осмотрено 2 281 торговое судно и 877 ры­ боловных пароходов; из них 743 судна были отведены в английские порты. 1РГА ВМФ. - Ф. 418. - Он. 1. - Д. 388. - Л. 64. Там же. - Л. 56, 58. Крейсер «Drake» вместе со вспомогательным крейсером «Mantua» находился в Архангельске «с особым поручением» 3 Балакин С.А ВМС Великобритании 1914-1918 гг. // Морская коллекция. - 1995. - № 4 .- С . 12. В 1911 году Джулиан Корбетг писал: «Благодаря самому характеру морских комму­ никаций, нападение на торговлю и защита торговли так тесно связаны между собой, что одну операцию почти нельзя отличить от другой»: Керсуэл Д. Война на море. - М.; Л., 1941.- С . 114. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz