Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

ской агентурной разведки. Морские агенты (военно-морские атташе) при содействии консулов и вице-консулов пользовались данными, предостав­ ляемыми платными информаторами. Ими, как правило, являлись норвеж­ ские рыбаки и жители приморских поселений, не только не обладавшие доступом к сведениям военного характера, но часто имевшие весьма смут­ ное представление о вопросах, связанных с деятельностью военного флота. Представители российской государственной власти (в первую оче­ редь, архангельский губернатор Бибиков) в первые дни войны не сумели организовать эффективное управление краем в новых условиях. Местные промышленники не обладали реальной силой для вмешательства в дела губернской администрации. И лишь представители силовых ведомств — флотские офицеры, служащие полиции и таможни - проявили инициативу и распорядительность, не только организовав оборону подходов к портам, начав мобилизацию судового состава, но и создав прообраз будущей моде­ ли управления грузовыми операциями. Закономерно, что в дальнейшем во­ енные структуры начинают играть всё более значимую роль в жизни рус­ ского Севера. Почти все боевые корабли российского флота, пригодные для защи­ ты союзных коммуникаций, оказались блокированными в Балтийском и Чёрном морях. Исключение составляли лишь крейсера Сибирской флоти­ лии «Аскольд» и «Жемчуг», 10 августа 1914 г. пополнившие состав анг­ лийской дальневосточной эскадры вице-адмирала М. Джеррама1. Недоста­ ток собственных средств заставлял русское морское министерство искать помощи у сильнейшей морской державы, периодически обращаясь с просьбами о формировании специального соединения или посылке крей­ серов для несения дозорной службы к востоку от мыса Нордкап. Но в силу огромной протяжённости морских коммуникаций Британ­ ской империи организовать постоянную охрану всех торговых путей даже силами мощного английского флота не представлялось возможным. Этим пользовались германские крейсера и подводные лодки, нанося неожидан­ ные удары в самых удалённых районах Мирового океана. В этих условиях английское военно-морское командование избрало единственно эффектив­ ную стратегию - блокирование германского флота в районах его базирова­ ния. Успех морских сил обеих воюющих сторон напрямую зависел от спо­ собности концентрировать силы и средства флотов. В такой ситуации было бы неразумно выделять часть кораблей для охраны удалённого района, но и оставить союзника без помощи не считалось возможным, поэтому обес­ печение безопасности судоходства на русском Севере стало дополнитель­ ной задачей Северного патруля. 1 Корбетт Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн., 2003. - Т. 1 .- С . 159. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz