Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

рассматривались правительством как отдалённая перспектива, реализация которой отодвигалась более насущными задачами. Со времён Петра 1 тор­ говые интересы России были ориентированы на 2 направления: балтийское и средиземноморское. Сознательно ограничив рядом запретов морскую торговлю через северные города, первый российский император на два столетия определил отставание развития инфраструктуры Севера. В свою очередь, зависимость от балтийской и черноморской мор­ ской торговли определяла военно-морскую доктрину России, обусловливая необходимость овладения Босфором и строительства мощного линейного флота, не столько для защиты своих коммуникаций, сколько для создания благоприятного дипломатического обеспечения выхода в Мировой океан. В данной ситуации флот для Российского государства являлся фактором как обороноспособности, так и «союзоспособности» - привлекательности с точки зрения использования мощной эскадры линейных кораблей в совме­ стных с союзниками боевых операциях. Энтузиазм моряков разделяло и внешнеполитическое ведомство. Министр иностранных дел А.П. Изволь­ ский считал, что «...бытие флота России желательно для того, чтобы при­ нять участие в той обстановке, которая может быть выдвинута политикой. Но этот флот должен быть свободным, не связанным частною задачею обороны того или иного моря и залива. Он должен действовать там, где укажет политика»1. Когда же начались боевые действия, выяснилось, что вооружённые силы испытывают острейший дефицит во всём, за исключе­ нием дорогостоящих дредноутов, в течение всей войны простоявших в Гельсингфорсе. Потраченных на их создание денег не хватило, в том числе и на создание минимальных условий морской обороны на Севере. До начала 1915 г. русский северный морской театр не мог стать зоной активных боевых действий в связи с отсутствием планов его использования в качестве основной транспортной магистрали, связывавшей Западный и Восточный фронты. В кампанию 1914 г. противники не могли предполо­ жить, насколько затяжной характер приобретут боевые действия и какое значение будет иметь возможность объединения экономического потенциа­ ла воюющих союзов. Первоначально транспортные перевозки через север­ ные русские порты определялись зависимостью Балтийского флота и про­ мышленности Петрограда от высококачественного угля, единственным по­ ставщиком которого в то время являлась Великобритания. Между тем ос­ новным торговым партнёром России перед войной была именно Германия. К 1914 г. торговый флот Германии занимал второе место в мире по­ сле английского и составлял 10,9% мирового тоннажа. Однако германское верховное командование, рассчитывая закончить войну в самый короткий срок, не приняло никаких мер для организации морских перевозок в воен- 1 Ш ацилло К.Ф. О т Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и полити­ ка. - М., 2000. - С. 98. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz