Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.
следовали в Вардё, где наряду с Иокангой была развернута приемная база. Суда из Вардё сопровождались тральщиками прямо в Архангельск, в каче стве поддержки посылались вспомогательные крейсера, посыльные суда и миноносцы. Конвои из Вардё выходили каждые 2-3 дня. Русское командо вание считало, что такой шаг англичан усложнил проводку, так как потре бовалось изменить организацию конвоирования судов на участке, увели ченном вдвое. Кроме того, в два раза увеличилось число охраняемых судов при том же числе кораблей охранения. Однако остается фактом, что гер манские лодки на Севере не потопили ни одного судна, конвоируемого русскими и английскими силами1. Выбор норвежского порта Вардё в качестве места формирования конвоя определялся близостью к морям, омывающим северное побережье России, ещё в 1915 г. вошедшим в число объявленных Германией запрет ных зон". Но, согласно международному праву, воюющим сторонам не за прещалось формировать конвои в нейтральных портах. Введение конвойной системы потребовало увеличения боевой на грузки, однако флотилия Северного Ледовитого океана, как и весь россий ский флот, переживала трудные времена: значительная часть корабельного состава либо находились в Англии на ремонте, либо нуждалась в нём. А с декабря началась массовая демобилизация российских вооружённых сил, что заставило союзников компенсировать падение боеспособности русской флотилии присылкой своих кораблей. Именно неограниченная подводная война, а не подготовка интервенции заставили союзников увеличивать своё присутствие в русских водах. Но развитие событий в России на время приостановило действия флотов на арктическом театре военных действий. С началом 1918 г. грузовые операции в северных русских портах ос тановились, союзники выжидали, чем закончится объявленное 4 декабря 1917 г. перемирие между Россией и Германией. Союзные военно-морские силы, базировавшиеся на Мурмане, были поставлены перед выбором: либо покинуть арктические воды (по крайней мере, здесь не пришлось бы, по добно экипажам английских подводных лодок, действовавшим в составе русского Балтийского флота, топить свои корабли под угрозой их захвата противником), либо оставаться на территории государства, нарушившего договор о недопустимости сепаратных соглашений с противником, тем са мым начав интервенцию. Первый вариант означал бы угрозу создания на Севере германской военно-морской базы, что существенно обесценило бы многолетние усилия английского флота по организации системы блокады в Северном море; второй - угрозу втягивания в боевые действия с объеди нёнными силами Германии и России. Дальнейшие события определила по 1 Козлов Д. Подводная опасность и русское судоходство (1914-1917) // Морской сбор н и к - 1 9 9 6 .-№ 8 .- С , 30. 2 Ф лот в первой мировой войне.. - Т. 2. - С. 76. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz