Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.
ной, а 28 августа суда нейтральных стран, плававшие в конвоях вместе с боевыми кораблями противника приравнивались, к последним1. Несмотря на ограниченную численность германских подводных сил (результат недооценки значения подводной войны в предшествующее вре мя), союзники по Антанте оказались совершенно не готовы к их новой тактике. Но помимо увеличивающихся из месяца в месяц потерь торгового тоннажа, выявилось, что борьба с подлодками заставляла сосредотачивать против них непропорционально большое количество судов на сравнитель но малых участках водного пространства. С каждым днем подводная опас ность требовала все больших сил, а борьба с подлодками отвлекала огром ное число судов от их непосредственного назначения. Очевидно, что переломить ситуацию в свою пользу можно было только адекватными мерами, т.е. не только наращиванием сил и средств, но и изменением системы противолодочной борьбы. Система конвойной проводки транспортных судов в годы Второй мировой войны была настолько естественным решением проблемы охраны транспортных коммуникаций, что трудно представить, какие споры среди военно-морского командования вызвала идея применения конвойной орга низации для преодоления кризиса морских перевозок, вызванного деятель ностью подводных сил Германии к концу 1916 г. Противником введения конвоев был ставший к тому времени пер вым лордом Адмиралтейства адмирал Д. Джеллико, отдававший предпоч тение наступательным действиям против подводных лодок, так как непо средственная охрана торгового судоходства требовала гораздо большего числа противолодочных кораблей. Джеллико резонно считал, что вводить систему конвоев, не имея возможности развернуть ее широко, было не только бесполезно, но и опасно. Но вопрос о конвоях, впервые поднятый ещё в ноябре 1916 г., посто янно поднимался на союзнических конференциях, а на отдельных морских коммуникациях уже имелся первый опыт применения новой тактики. Так, 7 февраля 1917 г., по требованию французского правительства, опасавше гося остаться без угля для угольщиков, перевозивших топливо в северные порты Франции, была установлена система так называемых «охраняемых плаваний» (controlled sailings)2. На русском арктическом морском театре одним из первых в этой войне был опробован способ проводки транспортов в конвоях: сначала в горле Белого моря за тральщиками, затем, с началом подводной войны в северных водах, проводка от Иоканги была дополнена противолодочным охранением. 1Михельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. - М.; Л., 1940. - С. 32. 2 Ш таль А.В. Указ. соч. - С. 177. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz