Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

ной, а 28 августа суда нейтральных стран, плававшие в конвоях вместе с боевыми кораблями противника приравнивались, к последним1. Несмотря на ограниченную численность германских подводных сил (результат недооценки значения подводной войны в предшествующее вре­ мя), союзники по Антанте оказались совершенно не готовы к их новой тактике. Но помимо увеличивающихся из месяца в месяц потерь торгового тоннажа, выявилось, что борьба с подлодками заставляла сосредотачивать против них непропорционально большое количество судов на сравнитель­ но малых участках водного пространства. С каждым днем подводная опас­ ность требовала все больших сил, а борьба с подлодками отвлекала огром­ ное число судов от их непосредственного назначения. Очевидно, что переломить ситуацию в свою пользу можно было только адекватными мерами, т.е. не только наращиванием сил и средств, но и изменением системы противолодочной борьбы. Система конвойной проводки транспортных судов в годы Второй мировой войны была настолько естественным решением проблемы охраны транспортных коммуникаций, что трудно представить, какие споры среди военно-морского командования вызвала идея применения конвойной орга­ низации для преодоления кризиса морских перевозок, вызванного деятель­ ностью подводных сил Германии к концу 1916 г. Противником введения конвоев был ставший к тому времени пер­ вым лордом Адмиралтейства адмирал Д. Джеллико, отдававший предпоч­ тение наступательным действиям против подводных лодок, так как непо­ средственная охрана торгового судоходства требовала гораздо большего числа противолодочных кораблей. Джеллико резонно считал, что вводить систему конвоев, не имея возможности развернуть ее широко, было не только бесполезно, но и опасно. Но вопрос о конвоях, впервые поднятый ещё в ноябре 1916 г., посто­ янно поднимался на союзнических конференциях, а на отдельных морских коммуникациях уже имелся первый опыт применения новой тактики. Так, 7 февраля 1917 г., по требованию французского правительства, опасавше­ гося остаться без угля для угольщиков, перевозивших топливо в северные порты Франции, была установлена система так называемых «охраняемых плаваний» (controlled sailings)2. На русском арктическом морском театре одним из первых в этой войне был опробован способ проводки транспортов в конвоях: сначала в горле Белого моря за тральщиками, затем, с началом подводной войны в северных водах, проводка от Иоканги была дополнена противолодочным охранением. 1Михельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. - М.; Л., 1940. - С. 32. 2 Ш таль А.В. Указ. соч. - С. 177. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz