Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

потенциала союзных держав. Вооруженные силы стран Антанты, сосредо­ точенные на двух разобщенных театрах войны, нуждались во взаимных поставках материально-технических средств и людских резервов, но для этого надо было превратить северную межсоюзническую морскую комму­ никацию в бесперебойно действующую магистраль. Создание флотилии Северного Ледовитого океана являлось лишь частью обширной программы формирования системы взаимодействия воюющих стран. Участие союзных флотов в организации обороны русского Севера носило весьма ограниченный характер, что объясняется огромной протя­ жённостью собственных морских коммуникаций и стеснённостью опера­ циями в Северном море. Не располагавшие достаточным резервом сил англичане, тем не менее, прислали тральщики для проводки транспортов от Иоканги до Архангельска и охраны сетевых заграждений Кольского за­ лива. Кроме того, в русских водах постоянно находились английский лин­ кор и крейсер, а в конце 1916 г. были присланы 3 подводные лодки специ­ ально для борьбы с субмаринами противника1. Говоря о боевых действиях на русском арктическом морском театре, нужно отметить, что со второй половины 1916 г. союзникам пришлось считаться с новым фактором войны на транспортных коммуникациях, а именно угрозой диверсионной деятельности противника. 6 июля 1916 г. в городской черте Архангельска по «неизвестн причинам» произошел большой пожар, уничтоживший крупные запасы экспортных и импортных товаров. 26 октября у причалов Бакарицы взо­ рвался пришедший из Америки пароход «Барон Дризен», на котором среди прочих грузов находилось 2,3 тыс. тонн пороха. В результате взрыва пото­ нули стоявшие рядом пароход, стотонный плавучий кран и буксир, оказал­ ся разрушенным участок набережной в 160 м, было убито и ранено около тысячи рабочих. 13 января 1917 г. в аванпорту Экономия взорвался гру­ женный взрывчатыми веществами ледокольный пароход «Челюскин», что также сопровождалось большими жертвами и разрушениями2. Хотя не удалось найти подтверждений причастности германских служб к взрывам в Архангельском порту, сама по себе угроза диверсий за­ ставила реорганизовать систему охраны пунктов перегрузки, включая вве­ дение особого режима в портах и на железных дорогах, расширение пол­ номочий местного военно-морского командования. Примером успешной организации является перевозка русского экспедиционного корпуса во Францию3. 1 Кроткое Н. Операции по обеспечению морских перевозок в северных водах // Мор­ ской сборник. - 1934. - № 8. - С. 196. 2 Фокеев К.Ф. Указ. соч. - С. 609. Казимиров М.В. О тправка войск из Архангельска во Францию в 1916 г. // Бизертин- ский Морской сборник. - М., 2003. - С. 74-85. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz