Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.
наличие 40 воинских чинов на каждом поезде при 9 офицерах на весь дивизи он (по 3 на каждый поезд и 3 в штабе дивизиона). Но до конца года на Желез нодорожном фронте участвовал в боевых действиях только один морской блиндированный поезд. Армейское командование отказалось принимать ка кое-либо участие в строительстве, но Рыбалтовскому (уже предложившему на звать второй поезд «Вице-Адмирал Непенин» в память погибшего 4 марта 1917 г. от рук революционных матросов командующего Балтийским флотом) было достаточно, чтобы морякам хотя бы не мешали1. К осени вооружение «Адмирала Колчака» было доведено до 3 6-дюймовых и 2 3-дюймовых орудий при 22 пулеметах2, а название «Адмирал Непенин» в это время было исполь зовано моряками Мурманского фронта. Действуя на разных фронтах, не свя занных общей железнодорожной системой, они не могли иметь единого опера тивного подчинения. Строительство морского бронепоезда № 3 так и не было завершено из-за пожара 9 января 1920 г. в артиллерийских мастерских на Ба- карице, полностью уничтожившего его пушки. «Адмирал Колчак» снискал наибольшую известность среди северных бронепоездов не столько из-за своего «откровенно-контрреволюцион-ного» названия, сколько благодаря роли, которую он сыграл на Железнодорожном фронте. Летом 1919 г. его команде пришлось выдержать особо тяжелые бои в районе станции Емца. Офицеры и матросы проявляли смелость и инициативу, не только ведя стрельбу, но и ремонтируя пути под вражеским огнем, о чем писал в рапорте лейтенант Ю.Н. Витте: «...Людей засыпало землей, валило с ног воздухом, но все бодро и весело работали, сохраняя полное присутствие духа, считаю за чудо, что нет уб и тых и раненых. Каждого мож но было окликнуть и он сразу же отзывался и бежал делать то, что приказано. Один снаряд попал в круг работавших ~ между рельс и не разорвался. Все упали, но когда увидели, что все целы, все целы, происшествие вызвало только смех... Машинисты - штатские люди - выше всякой похвапы... своим хладнокровием и точной исполнительностью много способствовали благополучному исходу дела... зарекомендовал себя с лучшей стороны еще строевой боцманмат Можаев, который оставался старшим при пушке № 2, стоявшей в резерве. Когда около него стали падать снаряды, он со своими людьми пытался на руках вывести свою пушку из сфе ры огня. Работа оказалась не под силу. Тогда он крикнул толпе солдат, уб е жавших прятаться от снарядов в лес, чтобы они вернулись помочь. Когда слов оказалось мало, он пригрозил им пулеметом и заставил их вернуться. Откатить пушку все же не удалось, но инициатива и распорядительность - на лицо...»' Команда «Адмирала Колчака» несла неизбежные потери. 12 июля был тяжело ранен лейтенант Родионов - один из первых создателей поезда (в этом 1РГА ВМФ. - Ф . р -129. - On. 1 - Д . 50. - Л. 17, 17об 2 Там же. - Д . 35. - Л . 126. 3 Там же. - Д . 50. - Л. 21—22об. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz