Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

наличие 40 воинских чинов на каждом поезде при 9 офицерах на весь дивизи­ он (по 3 на каждый поезд и 3 в штабе дивизиона). Но до конца года на Желез­ нодорожном фронте участвовал в боевых действиях только один морской блиндированный поезд. Армейское командование отказалось принимать ка­ кое-либо участие в строительстве, но Рыбалтовскому (уже предложившему на­ звать второй поезд «Вице-Адмирал Непенин» в память погибшего 4 марта 1917 г. от рук революционных матросов командующего Балтийским флотом) было достаточно, чтобы морякам хотя бы не мешали1. К осени вооружение «Адмирала Колчака» было доведено до 3 6-дюймовых и 2 3-дюймовых орудий при 22 пулеметах2, а название «Адмирал Непенин» в это время было исполь­ зовано моряками Мурманского фронта. Действуя на разных фронтах, не свя­ занных общей железнодорожной системой, они не могли иметь единого опера­ тивного подчинения. Строительство морского бронепоезда № 3 так и не было завершено из-за пожара 9 января 1920 г. в артиллерийских мастерских на Ба- карице, полностью уничтожившего его пушки. «Адмирал Колчак» снискал наибольшую известность среди северных бронепоездов не столько из-за своего «откровенно-контрреволюцион-ного» названия, сколько благодаря роли, которую он сыграл на Железнодорожном фронте. Летом 1919 г. его команде пришлось выдержать особо тяжелые бои в районе станции Емца. Офицеры и матросы проявляли смелость и инициативу, не только ведя стрельбу, но и ремонтируя пути под вражеским огнем, о чем писал в рапорте лейтенант Ю.Н. Витте: «...Людей засыпало землей, валило с ног воздухом, но все бодро и весело работали, сохраняя полное присутствие духа, считаю за чудо, что нет уб и ­ тых и раненых. Каждого мож но было окликнуть и он сразу же отзывался и бежал делать то, что приказано. Один снаряд попал в круг работавших ~ между рельс и не разорвался. Все упали, но когда увидели, что все целы, все целы, происшествие вызвало только смех... Машинисты - штатские люди - выше всякой похвапы... своим хладнокровием и точной исполнительностью много способствовали благополучному исходу дела... зарекомендовал себя с лучшей стороны еще строевой боцманмат Можаев, который оставался старшим при пушке № 2, стоявшей в резерве. Когда около него стали падать снаряды, он со своими людьми пытался на руках вывести свою пушку из сфе­ ры огня. Работа оказалась не под силу. Тогда он крикнул толпе солдат, уб е­ жавших прятаться от снарядов в лес, чтобы они вернулись помочь. Когда слов оказалось мало, он пригрозил им пулеметом и заставил их вернуться. Откатить пушку все же не удалось, но инициатива и распорядительность - на лицо...»' Команда «Адмирала Колчака» несла неизбежные потери. 12 июля был тяжело ранен лейтенант Родионов - один из первых создателей поезда (в этом 1РГА ВМФ. - Ф . р -129. - On. 1 - Д . 50. - Л. 17, 17об 2 Там же. - Д . 35. - Л . 126. 3 Там же. - Д . 50. - Л. 21—22об. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz