Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.
бя изучением местных условий. Считая морской поезд «слишком сильным», Делахей имел в виду, что нужен бронепоезд с достаточным количеством сред некалиберной артиллерии и пулеметов для боя на коротких дистанциях. В от личие от англичан, командир «Адмирала Колчака» ясно представлял возмож ности противника, выбрав тактику противобатарейной стрельбы с дальних по зиций. В своем рапорте Рыбалтовский обосновывал вооружение поезда как минимум 4 морскими дальнобойными орудиями необходимостью одновре менной стрельбы по нескольким целям (включая подавление главного против ника бронепоезда - 42-линейных (107-мм) батарей); перспективой встретить более сильного противника после соединения с Сибирской армией; ограни ченностью времени стрельбы, требовавшей повышения скорострельности (обычно через 15-20 минут батареи красных открывали ответный огонь). Ору дия системы Канэ образца 1893 г. не обладали достаточной надежностью, а после 500-600 выстрелов из-за выгорания приходилось менять стволы, т.е. вы водить орудия из строя на 5-7 дней, что при составе поезда в 4 пушки не столь значительно ослабляло бы силы бронепоезда. «....При 4-х орудиях мне удастся дать до 16 выстрелов в минуту, а та кой огонь выдержать нельзя... Будем же хотя бы теперь в конце пятого года войны значительно сильнее неприятеля. Как мы страдали из-за этого, сколько несли напрасных жертв, теперь же преступно отказываться от этого пере веса, особенно у нас на севере. 1919 год - это критический год, мы должны их победить теперь как можно скорей, в 1920 году будет уж е поздно, мы погиб нем, если затянем войну. Все это требует быть подавляюще сильнее их, это дает нам инициативу и даст победу »'. При этом Рыбалтовский подчеркивал, что поезд нельзя делить на части. Люди, обслуживающие резервные пушки, находясь вне надзора командования поезда, несомненно, стали бы распускаться, а самое главное - при частых ата ках неприятеля на тыловые разъезды команде приходилось защищаться свои ми силами, а разделение ослабило бы поезд. Казалось, дело сдвинулось с места. Однако 22 мая сообщается о весьма странном решении сухопутного командования: морякам разрешили иметь 2 блиндированных поезда, но имевших только по 2 6-дюймовые пушки. При этом такое решение обусловливалось отнюдь не тактическими соображениями (к примеру, необходимостью прикрытия одновременно 2 участков), а нехват кой боеприпасов (было разрешено продолжать строить второй поезд, но ком плектовать команду начать только тогда, когда в Архангельске будет собрано не менее 2 500 снарядов для его пушек)2. Так или иначе, обстановка на фронте не давала возможности вступать в торги с английским командованием. В мае 1919 г. старший лейтенант Ю.Ю. Рыбалтовский назначается на чальником группы морских поездов. Ему пришлось пересматривать так и не воплощенные в жизнь табели комплектации. Новые штаты предусматривали ' РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. 1, - Д. 50. - Л. 7об. 2 Там же. - Л. 18. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz