Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

трудность поворота при горизонтальной наводке), вследствие чего Рыбалтов- ский предложил переворачивать орудия компрессором вверх, что увеличивало дальность стрельбы до 13, а с «длинными» снарядами, имевшимися на крейсе­ ре «Аскольд», - до 16 верст. Подобный способ увеличения угла подъема ору­ дий широко применялся к 75-мм корабельным орудиям еще в годы Первой мировой войны, здесь же задача осложнялась большим весом крупнокалибер­ ных пушек. Поскольку главная артиллерия могла вести огонь лишь под углом до 20° в каждую сторону от диаметральной плоскости платформы, а на дис­ танциях менее 7 верст возникала обширная «мертвая зона», для отражения от­ крытых атак неприятеля предусматривалось вспомогательное вооружение 2 3-дюймовыми горными пушками и 16 пулеметами. К каждой платформе с орудием прицеплялась платформа-каземат со снарядным погребом и вспомогательным вооружением, обшитая импровизи­ рованной броней, состоявшей из 2 полудюймовых стальных листов, 7-дюймо- вое пространство между которыми заполнялось песком, а позже - бетонирова­ лось. На одном из погребов-казематов предполагалось установить брониро­ ванную командную башню, сильно напоминавшую боевую рубку корабля и соединенную с боевыми постами переговорными трубами, однако вскоре от установки рубки отказались. Рыбаптовский составил табель комплектации бронепоезда, вооруже­ нного 4 6-дюймовыми орудиями, включавший 7 офицеров и 72 нижних чина (что, по сравнению с бронепоездами союзников, было безусловным занижени­ ем потребности, особенно если учесть дефицит артиллерийских специалистов). Слабое развитие Архангельской губернии в предвоенные годы наложило отпечаток на организацию тылового обеспечения фронта. Если снабжение об­ ласти осуществлялось в основном за счет союзных поставок, то производст­ венной базой, обслуживавшей не только флотские, но и армейские части, яв­ лялись мастерские Архангельского военного порта. У мастерских порта к тому времени уже был опыт вооружения поездов - подобная работа по заказу союз­ ников была произведена еще в августе 1918 г.1 В годы Первой мировой войны кадровую основу формирующегося военного порта составили эвакуированные из оккупированных прибалтийских городов. С окончанием войны они верну­ лись на родину. Другой причиной оттока кадров стала конкуренция частных предприятий, привлекавших более высокой оплатой труда. Периодически в мастерских военного порта устраивались забастовки, за которыми следовали увольнения. Вакансии заполнялись сезонными рабочими, в том числе учащи­ мися (во время каникул). Но даже при таком дефиците кадров рабочие отвле­ кались на службу в национальном ополчении. Продолжались работы по снятию остававшихся на Мудьюге пушек. По­ лучив распоряжение о доставке второго 6-дюймового орудия, начальник ар­ тиллерии о. Мудьюг прапорщик В. Быков произвел торги среди крестьян Пат- ракеевской волости, согласившихся предоставить 12 лошадей за 3 500 рублей 1РГА В М Ф .-Ф . р -1 2 9 .-О п . 1 .- Д . 156.- Л . 2. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz